Алиса в стране войны | Рецензия



Твит рецензия: Хорошо сохранять в себе дух керолловской Алисы, верить в прекрасное и отображать действительность

Сюжет: Коли на Майдані починалася революція, Алісі було 26 років. Як і багато інших режисерів, вона почала знімати важливі події, що відбувалися в її країні. Але дуже скоро відстань між камерою і реальністю починає скорочуватися, життя і смерть стають важливішими за просто зйомки фільму, і впродовж наступних двох років Аліса опиняється в найгарячіших точках заворушень: від Майдану Незалежності в Києві, через блок-пости Слов’янська, до руїн Донецького аеропорту. Це також історія подорожі та особистий щоденник української дівчини-документаліста, яка стикається з проблемою вибору, так само, як і більшість громадян її країни, коли історичні події раптово вриваються в особисте життя.

Все же, на нашей территории очень сильно влияние советского подхода. Особенно это заметно во всех видах визуального искусства. Когда поднимаешь вопрос о документальном фильме, в глазах так и видишь это «фе». Я сразу понимаю, что человек под документальным фильмом понимает две формы: передача рефератного типа или дискавери/хистори/бибиси сериалы. При этом большинство склоняется к рефератным телефильмам.

Очень мало людей понимает, что документалистика так же разнообразна, как и мир художественных фильмов. Особенно удивляет не искушенного зрителя жанр личностной документалистики. Зритель не привык к тому, что можно снимать о себе, но рассказывать при этом о мире.



В фильме ощущается керолловский зеркальный портал. Зона АТО в съемках от Алисы предстает удивительным и опасным миром. Здесь свистят пули, разрываются снаряды, разрушены дома, но также есть прекрасные позитивные люди, оберегающие героиню от всех неприятностей. Можно сравнить мир АТО с той яркой феерией из последних фильмов про Алису от Диснея. Обычная же жизнь — скучнее в объективе, но также с огромными эмоциями всего спектра. Да, реальность без спецснаряжения выходит серее внешне, скучнее… Ощущение от киевских же реалий схожи со сценой отпуска из фильма «На западном фронте без перемен» в пивной. В обоих фильмах люди со стороны активнее обсуждают события, но очень мало понимают обыденность происходящего на фронте.



Алиса и Любовь работают в удивительном жанре — интимной документалистики. Фильм невозможно отделить от авторов. Для меня такой подход тяжел для восприятия. При просмотре фильма мне казалось, что я читаю чужой дневник с самыми секретными страницами. Наверное, поэтому фильм запоминается надолго, настоящие эмоции не забываются.

Фильм позволил мне понять, почему люди возвращаются в зоны боевых действий. Никакой художественный фильм, хоть от Кэтрин Бигелоу, хоть от от Клинта Иствуда не дал мне этого понимания. А вот фильм от украинских девушек это сделал. Уже только это стоить отметить.

«Алиса в стране войны» может показаться очередным очерком о зоне боевых действий в Украине, но откровенность авторш делает его шире и интереснее.

Остаются вопросы:: Умеют ли Любовь и Алиса снимать не интимное кино? Может, они станут нашими Морганом Сперлоком? Будут изучать действительность на себе?