Бегущий по лезвию 2049 | Рецензия

Кинорепликант

35 лет фанаты «Бегущего по лезвию» ломали головы, человек Декард или нет. Пришел Вильнев – и толсто намекнул на ответ

Съемки сиквела культового фильма Ридли Скотта велись в такой секретной обстановке, будто там разрабатывались чертежи нового сверхмощного оружия. Дени Вильнев даже разослал критикам убедительную просьбу не спойлерить в рецензиях. Что ж, ни одной важной детали сюжета раскрывать не буду. Да и сюжет здесь играет не главную роль.

Спустя 30 лет, как Декард и Рейчел ушли в закат, по Лос-Анджелесу так же бродят репликанты. Кто-то из них знает о своем происхождении, кто-то нет. Грустный-грустный Райан Гослинг, он же бегущий по лезвию К., бродит то по городу среди проституток и неоновых проекций, то среди парников с надписями «Целина». На очередном задании по устранению мятежного репликанта, полицейский обнаруживает скелет, правда не в шкафу, а под засохшим деревом. С этого момента начинаются поиски разгадки, о которых так просил умалчивать автор картины.

Можно было бы понять, такую конспирацию, если бы история и впрямь была насыщена невероятными твистами, но здесь их с полмизинца. Внимательный и опытный зритель догадается в чем соль, задолго до разгадки. Но будут и такие, кто, не скрывая эмоций, шепотом выдохнет: «Вот это поворот!».

Намного любопытнее наблюдать за картинкой. 13 раз оператор Роджер Дикинс номинировался на «Оскар» и не получил ни одной статуэтки. «Бегущий по лезвию 2049» способен это исправить. И это будет заслуженно, поскольку любоваться такими точными кадрами можно бесконечно. Если бы в кинотеатре можно было ставить фильм на паузу, я бы сделала это с десяток раз. Но поскольку эту красоту сопровождает музыка Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша, прерываться нежелательно.

Дени Вильнев сделал сиквел, к которому сложно придраться с оглядкой на оригинал. Он отдает должное фильму 1982 года, использует множество аллюзий, но при этом умудряется не копировать его, а вносить свое, вильневское. Новый «Бегущий» отличается от картины Ридли Скотта — и не только тем, что действие в предшественнике происходило преимущественно ночью и в Лос-Анджелесе. Канадец расширяет рамки и горизонты, его герой бродит по разным локациям, тут вам уже не только дождь, но и снег, и целые морские волны.

Да, Вильнев сделал фильм масштабнее визуально, но мельче сюжетно. Простая фабула «Бегущего по лезвию 2049» тяжело вписывается в фильмографию режиссера, который любит помудрить с историей. Вспомним того же «Врага» или «Пожары». Здесь же Вильнев продолжает поднимать ровно те же вопросы, какими начал задаваться Ридли Скотт 35 лет назад и продолжил сейчас в недавнем «Чужом». В «Завете», как и в «Бегущем» проглядываются библейские мотивы, что у Вильнева подтверждают бессвязные речи героя Джареда Лето, наполненные псевдофилософией высшего разряда. Это, пожалуй, самая слабая часть фильма.

В «Бегущем по лезвию» Тайрелл объяснял репликанту Рою, что он обречен жить всего четыре года, потому как подобен свече. Ведь те свечи, которые горят ярче всех, так же и быстрее всех гаснут. Судя по всему, у Вильнева получилось зажечь именно такую. «Бегущий по лезвию 2049» впечатляет размахом и удивляет эффектной красотой, но за этим не кроется нового смысла или набора ребусов, какими обладал оригинальный фильм. Впрочем, это не умаляет качества продолжения истории о людях, репликантах и различиях между ними.