Иней | Рецензия

Дата старту: 05.10.2017

Оригинальные названия: Frost | Šerkšnas
В украинском прокате: Іній

Страна: Литва, Франция, Украина, Польша
Длительность: 90 хвилин
Жанр: драма, военный

Режиссер: Шарунас Бартас
Актери:

Мантас Янчяускас, Ванесса Паради, Анджей Хыра, Лия Макнавичюте, Борис Абрамов, Вероника Росати

Рохас должен помочь другу перевести гуманитарную помощь из Литвы в село Карловка, расположенное около самой гущи боевых действий между донецкими сепаратистами и украинской армией. Это так называемая серая зона — нейтральная полоса для противоборствующих сил. В путь он отправляется на фургоне, прихватив с собой девушку Ингу, не говорящую по-русски. В дороге они встречают французских журналистов. Усталая, недовольная Рохасом Инга изменяет ему со связным, курирующим доставку — неопрятным мужчиной за сорок с редеющими волосами. Но это лишь маленькая размолвка перед действительно опасным этапом их путешествия, ведь скоро они приблизятся к расположению украинской армии.

 

Что-то не так с «Инеем»

Если коротко — это дичь. Если подробнее, то читайте дальше.

В Каннах «Иней» встречали аплодисментами. Скорее всего это было всеобщее облегчение от окончания каторги

Шарунас Бартас верит в импровизации. Ему кажется, то лучшие сцены те, которые снимаются спонтанно, без тщательно проработанного сценария. Но в «Инее» такой метод не сработал. Вместо войны в Украине глазами случайного свидетеля Бартас выдал скучное и вялое кино.

Поначалу «Иней» кажется мрачным роуд-муви о поездке литовца в Украину. Рокас (Мантас Янчаускас) явно не одарен интеллектом, поскольку с легкостью откликнулся на просьбу приятеля метнуться в страну, где идет война. С собой он прихватывает Ингу (Лия Макнавичюте) — то ли сестру, то ли девушку. Кем приходятся друг другу молодые люди — пожалуй, главная интрига фильма.

«Иней» щедро сдобрен тупыми решениями главного героя. Авторы фильма не считают нужным объяснять их поступки. Ну сел в машину и сел, поехал, куда — не важно. Важно, что на постере заявлена Ванесса Паради. А она тут всего-то на пару минут порассуждать о войне и политике за бокалом вина в дорогущем интерьере. Разговорам с иностранными журналистами противопоставляется встреча с украинскими военными непосредственно на фронте. Бартас попытался показать два взгляда на события, за которыми следит весь мир.

Опоенный окопной романтикой Рокас жаждет увидеть ужас боевых действий воочию. Он попадает к украинским солдатам, которые отпаивают его чаем и рассказывают, что такое война на самом деле, что есть патриотизм, почему они находятся здесь и сейчас. И это самый содержательный диалог во всем фильме. Но Рокасу так не кажется. Ему недостаточно убеждений АТОшников о том, что на линии фронта нет ничего, кроме смерти, запах которой здесь повсюду. Уломав одного из бойцов провести его поближе к врагу, Рокас получает то, чего добивался, а зритель ликует. Потому что природный отбор работает.

«Иней» — откровенный провал Бартаса, который хочется забыть, как страшный сон. Мало того, что фильм скучен до невозможного и работает, как колыбельная, режиссер впихнул в него кадры Майдана и приправил двукратным проигрыванием «Плине кача по Тисині». Вроде как собирался иностранцам показать войну на Донбассе, но и про украинцев не забыл – попытался выдавить слезу. Не получилось.

Проиграть видео