Иррациональный человек | Рецензия

Твит рецензия: Очередной фильм мастера, напоминающий слоенный пирог: за внешней простотой скрываются сложности приготовления.

Сюжет: Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит ее из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда, Роя…

Все меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.

Мне очень трудно смотреть фильмы Вуди Аллена. Причина этого — проста и банальна: они сложны для восприятия. Мне так и хочется сравнить его произведения с кулинарными изысками. «Иррациональный человек» похож на слоенный пирог со сложной начинкой. Ешь его за ужином и радуешься вкусу, но уже перед сном понимаешь, что не всё так просто — желудку очень тяжело справится. Вот так этот фильм воздействует на ум. Внешне он простой, но довольно сложный для переваривания.

Аллен в очередной раз пытается изучить запутавшегося, потерянного человека. Эйб, главный герой, при внешней успешности, не может разобраться в обстоятельствах вокруг. Своими же действиями он только все еще больше запутывает. В этом он очень близок и похож на основных героев Федора Достоевского, столь любимого и высмеянного режиссером. Правда, очень отличается подход к исследованию персонажей. Федор Михайлович исследовал, в основном, внутренние составляющие — скрытую реакцию на обстоятельства, внутренний рост. Хейвуд Аллен (так звучит полный псевдоним кинотворца) пытается изучить внешние обстоятельства, реакции окружающего мира на действия запутавшегося героя. Складывается впечатления, что Аллену важнее понять, как вписаться в действительность, а не найти внутреннюю гармонию. Вот только и самому автору не очень удается вписываться…

Выбор актеров у метра довольно прост. Он не старается найти новое в актере, показать скрытые грани мастерства. Автор берет уже типичные амплуа актеров и помещает в необходимые по замыслу условия.

Хоакин Феникс уже прочно укрепился в роли человека на перепутье, и он довольно органично смотрится в таких образах. Феникс очень естественен в роли запутавшегося человека. Наверняка, это связанно с его отношением к самому себе. Ведь Хоакин так и не может разобраться, актер он или музыкант, достаточно ли сниматься только в авторском кино или надо пойти в дорогущие студийные проекты. Этим и воспользовался нью-йоркский еврей. Даже гардероб из растянутых футболок и мятых рубашек, кажется, не искали, а просто нашли в шкафу актера.

Аналогично автор фильма поступил и с Эммой Стоун. Просто решил использовать особенность актрисы: у нее химия может быть даже с фонарным столбом. В итоге весь фильм костюмер просто переодевал Эмму и радовался такой возможности, а та просто наслаждалась компанией потрясающего актера и выдающегося режиссера. Стоун вообще оказалось идеальной героиней алленского мира — прекрасная, нежная, умная и просто та, с которой хочется быть рядом. Женщина без изъянов, лишь только немного неуверенная в своих решениях.

В фильме совершенно отсутствуют уверенные в себе и своих решениях люди. Просто целый городок живущий по инерции. Даже неординарное событие не смогло расшевелить сонное благополучное царство. Автор наверняка говорит о том, что действительность уже мало кто замечает. Большинство просто переместилось в некий выдуманный мир, а чтобы найти из него выход нужно стать иррациональным. Только в таком состоянии можно ощутить вкус жизни и разглядеть настоящее.

«Иррациональны человек» — очередной фильм от Вуди Аллена. Ни больше, ни меньше. Зритель найдет в нем отсылки к классической литературе, к изучению психологии, философии и истории. Важность отдельной части повествования зависит только от опыта, знаний конкретного человека. Повторюсь — это «фильм-слоенный пирог» со сложной начинкой, причём начинка у каждого зрителя своя. Честно, этот пирог хорош, но у известного автора выходило намного лучше.

Фильм станет идеальным выбором для легкого, но умного вечера и последующей беседой о ценностях.