Cineast Logo

Лето | Рецензия

Лето | Рецензия

Дата старту: 28.06.2018

Оригінальна назва: Лето
В українському прокаті: Літо

Країна: Росія, 2018
Тривалість: 2 год. 06 хв.
Жанр: біографічний мюзикл

Режисер: Кирило Серебренніков («Учень», «Зображуючи жертву»)
Актори:

Тео Ю, Роман Білик, Ірина Старшенбаум

Фільм розповідає про початок творчого шляху Віктора Цоя і групи «Кіно», про його взаємини з Майком Науменко, його дружиною Наталею і багатьма, хто був в авангарді рок-руху Ленінграда 1981 року. Це історія про Ленінград 80-х, про любов, пошук та великі надії.

Ты выглядишь так современно

Нужно признать, что повышенное внимание к фильму «Лето» — это не только следствие высоких художественных качеств картины. Режиссёр картины Кирилл Серебренников находится под домашним арестом. Его подозревают в организации хищения государственных средств.

Отсюда и интерес российской пропаганды к фильму. Телеканал «Россия 24» поспешил обвинить фильм в «искажении исторических фактов». Чтобы не выглядеть голословными — подключили Бориса Гребенщикова. Хоть он и бог и от него сияние исходит, первый вариант сценария «Лето» ему не понравился.

«Дело в том, что я лично знал людей, о которых снял фильм Серебренников. Ничего общего с героями его картины они не имеют», — говорил БГ журналистам «Фонтанки».

Даже сломанные часы дважды в день показывают правильное время — и телеканал «Россия 24» внезапно оказался прав — фильм «Лето» не имеет никакого отношения к реальной жизни. Но есть нюанс — так и было задумано. В отличии от других псевдоисторических российских фильмов (пламенный привет «Движению вверх») да и украинских, кстати, тоже («Зрадник», не расслабляться!).

Итак. Начало 80-х. В советском Ленинграде знакомятся две культовых (в современном понимании) фигуры — Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк» и Виктор Цой, обаятельный пэтэушник и пока что никому не известный певец. Науменко к этому времени уже давно входит в «разрешённый» рок-клуб и, насколько это возможно, ведёт образ жизни приличного советского рокера. При этом у него есть жена и сын. И у этой самой жены — Натальи — появляется симпатия к Виктору Цою. Как она сама объясняет — «обычный школьный роман, гуляем, за ручки держимся, целуемся иногда».

Скорее всего, ничего этого никогда не было. Любовный треугольник — это красивая сказка, фон для чего-то большего, чем просто интрижка в рок-среде.

Фильм «Лето» не является байопиком. Серебренников пытается изобразить портрет определенного времени в жизни советского человека. Ранние 80-е это странное время, когда одновременно есть и полуживой Брежнев в Кремле, и война в Афганистане, и первый советский рок. Я намеренно использую выражение «советский», так как активно используемый термин «русский рок» — плод российского империализма, попытка присвоить что-то советское только себе. Как бы ни было печально, но и ГУЛАГ, и советский рок принадлежат всем советским людям, а не только условным «русским».

И Науменко, и Цой в картине — это две крайние точки этого времени. С одной стороны — наиболее узнаваемые, с другой — настолько мифологизированные, что говорить об «искажении фактов» — только рушить магию кино.

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова является экранизацией самого короткого художественного произведения на русском языке — надписи «Цой — жив».

Она может быть хулиганством, а может быть попыткой противопоставить себя сегодняшней реальности в которой и Цой, и Науменко мертвы.

Можно похвалить Рому Зверя, который перевоплотился в Майка Науменко. Можно отметить операторскую работу и оригинальное цветовое решение — большая часть фильма черно-белая. Но главное за что «Лето» заслуживает уважение — изображение того, что рок-музыканты не только заслушивались западной музыкой, но и не гнушались её копировать. Сейчас бы это назвали «адаптацией» или в худшем случае «плагиатом».

Но в понимании Серебренникова «заимствование» не является чем-то плохим, а скорее считается обычной частью культурного процесса. Никакой это не «особый путь» о котором так любят говорить дожившие до наших дней рок-патриоты и никакое это не «бездарное копирование», которое по мнению отдельных уже украинских деятелей является веской причиной к отказу от советского рока.

«Щупальца русского мира» нужно искать скорее в том, что в украиноязычных субтитрах слово «пидор» перевели как «голубець», а не в советской музыке 80-х.

В подтверждении «преемственности» в фильме звучит и Игги Поп. и Лу Рид и даже Дэвид Боуи. Чтобы не спойлерить — это мюзикл, и поэтому нужно не только слушать что поют, а и смотреть как это сделано.

И самое главное — этот фильм не для ровесников главных героев, а для их детей и внуков. Отсюда и эта «глянцевость» картинки и обвинения БГ в «хипстерстве». Наверное, зрелому БГ сложно увидеть молодого себя в Никите Ефремове. Если когда-нибудь снимут кино о рок-музыке 90-х и вспомнят молодого ростовского режиссера клипов группы «Пекин Роу-Роу» Кирилла Серебренникова — возможно тоже не все останутся довольны.

Проиграть видео