Петля времени | Рецензия

Главный герой «Петли времени» работает лупером-убийцей, ему присылают жертв из будущего, с мешком на голове, и лупер валит их из примитивной пукалки, как только они появляются. У заказчика нет на руках тела и убийцы, потому что они остались в 30-летнем прошлом, а у лупера – хорошая зарплата в виде серебряных слитков, заботливо привязанных к телу убитого, и масса свободного времени. Каждому луперу в конце его карьеры присылают жертву с золотыми слитками. Это значит, лупер только что «закрыл петлю» — убил самого себя из будущего. У него на руках куча бабла и 30 лет беззаботной жизни. Гуляем!

Это – первая дилемма «Петли времени». Их ещё много будет, но эта – первая. Можно ли за хорошие деньги убить самого себя, даже престарелого? Однозначного ответа не существует. Луперы – это те, кто считает, что такие условия приемлемы, ведь 30 лет – это ещё так нескоро. Поэтому Джо и не переживает по поводу самоубийства, копит денежки, мечтает уехать во Францию и иногда закидывается какой-то дурью. И вот однажды перед Джо появляется «Джо+30 лет». Он без мешка, и лупер узнаёт сам себя, но стреляет без сожаления. Однако, Джо-старший в курсе всех нюансов профессии Джо-младшего, и ему удаётся спастись. И вот тут на обоих Джо стравливают всю местную мафию, потому что они «не закрыли петлю». Мафия бегает за Джо-1, Джо-1 бегает за Джо-2, а у Джо-2 есть свои собственные цели – он бегает за пацаном, который через 30 лет превратится в беспрецедентно жестокого мафиози, устроившего в будущем ад и преисподнюю, люди которого убили жену Джо-2 и устроили все эти «петли».

Если кто-то думает, что я тут весь фильм заспойлерил, пусть идут и смотрят «Шестое чувство». Это только завязка, начальное расположение сил и характеров, а что из этого выйдет, догадаться абсолютно невозможно, и финал будет в любом случае совсем не таким, каким вы его себе представляли.

Но «Петля времени» — это не просто фантастический боевик с сюжетом-головоломкой. Это отличное поле для драмы, и драма в этом случае абсолютно перевешивает экшн-составляющую. Причём режиссёр делает этот перекос демонстративным – один из Джо оказывается в «логове врага», где в самой дальней комнате сидит «главный босс». Боевик предполагает совершенно определённое развитие событий – проход через комнаты с кучей охранников, швыряние гранат, страх безымянных миньонов перед супер-бойцом, и кульминацию – битву с главным боссом, долгую и захватывающую. Джо доходит до двери главного босса, и жёсткий монтаж отбрасывает нас совсем в другую сцену. А что же произошло в той комнате? Он всех убил, конечно. Но вы этого не увидите – это ведь не важно. В сцене встречи обоих Джо в кафетерии (привет, «Схватка») Джо-2 неоднократно повторяет себе молодому: «Это не важно». У того куча вопросов и претензий, но Джо-старший всё отметает – «это не важно».

Автор сценария и режиссёр Райан Джонсон явно соблазнил студию и продюсеров сюжетом крутого боевика, и он не обманул – формально это боевик, но сделанный так, чтобы уйти это этого жанра как можно дальше. Никто из персонажей фильма, включая обоих Джо, не является положительным героем. Зритель машинально симпатизирует парню, проводящему на экране большее количество времени, но его слова и поступки разрушают симпатию. Более того, самый-самый главный босс, который ещё хуже, чем упоминавшийся выше, представлен в таком ми-ми-ми-образе, что его хочется тискать, баловать и целовать в живот. А когда крутой и лысый Брюс Уиллис, пробирается по закоулкам, с пистолетом наголо, чтобы убивать женщин и детей – у зрителя вообще может сорвать крышу. Вы могли себе представить, чтобы герой Брюса Уиллиса убивал женщин и детей? У Джонсона нет ничего невозможного. Кстати, в кои-то веки в американском фильме курит главный герой и курит Самая Сексуальная Женщина Фильма, причём после секса, который тоже не показали. А несколько секунд, когда Самая Сексуальная Женщина Фильма мечтает и возбуждается прямо в кадре – это вообще самая эротическая сцена, которую я видел в последние годы.

Но главное в таком кино – это, конечно, финал. Джонсону удалось совместить в последней сцене ветхозаветную и новозаветную проблемы и стилистику «Людей-Икс». А когда по экрану пойдут грубые, белые на чёрном титры, у зрителя начнётся настоящая мозговая работа, вроде «Так вот, почему он в начале фильма так сказал» и так далее. Лично у меня после «Петли времени» возникло одно отчётливое желание – посмотреть его ещё раз. Что может быть лестнее для фильма?