Орлеан | Рецензия

 

«Сегодня просто увлекаться историями, которые очень сильно грузят зрителя и не дают никакой надежды, светлого лучика в этом темном царстве, не сильно актуально, на мой взгляд. „Орлеан“ бескомпромиссно режет по живому в плане эмоциональных переживаний и осознания того, что в каждом из нас есть граница добра и зла. С другой стороны, эта история не уничтожает за грехи, а дает свет и надежду», — говорит режиссер картины Андрей Прошкин.

«Орлеан» — настоящий подарок для ценителей фарса и гротеска. Фанаты «Tiger Lillies» также могу возрадоваться. Одно смущает — не сделали ли «масло масляное» создатели, постоянно подчеркивая повороты сюжета поначалу очень подходящей во многих сценах, а потом — ожидаемо-раздражающую нарезку из их песен.

Политики в фильме почти нет, и это радует. Кроме фразы (простите, будет небольшой спойлер) — «Зачем ты ребенка в шкафу запираешь? Из него или ницшеанец вырастет или псих, способный управлять государством в ручном режиме» — зал ожидаемо взорвался, но педалирования этой темы не последовало.

Фильм про героев нашего времени. Такая себе «Мастер и Маргарита 2015». Аллюзий, благо, хоть ложкой ешь: и тебе коты в человеческий рост, прислуживающие в управлении «Морально-нравственных экзекуций» силе, и неожиданные гости, появляющиеся неоткуда в жилищах героев. И мастер — врач без стыда и зазрений совести делающий аборты, в частности, своей же пассии — парикмахерше «сгубившей целый детский сад». Образы очень яркие и запоминающиеся — художнику по костюмам пять с плюсом!

Фильм подчеркивает тему вмешательства сверхсил в жизни недосверхчеловеков, не терзающихся даже чем-то похожим на муки совести. В фильме много философии, много ярких образов и универсальных приемов — повторений, имеющих целью достучаться до любого: эмоциями до домохозяек, дуализмом неоплатоников до самых спесивых и высоколобых.

Если суммировать, картина про моральный закон внутри нас, который как ты не крутил, и куда бы не засовывал свою совесть, все равно, вылезет из самых неожиданных мест. В сюжете много отсылок к Булгакову и Достоевскому — сразу вспоминается душевные муки Раскольникова, особенно в сюжетной линии с судебным следователем.

Одним словом, когда в обществе царят аморальность и бездуховность — на такую добычу неизбежно слетаются высшие силы — разобраться, навести порядок, вывести праведников из города. А затем почистить, как Содом с Гоморрой.

Роль экзекутора, как будто и была написана для Виктора Сухорукова, однако режиссер признается, что изначально планировался другой актёр — могу себе представить разве что Миронова. Елена Лядова уже привыкла к амплуа женщины со сложной судьбой — и справилась так же очень неплохо. Я просто уже не представляю себе, кто сможет играть роли подобного рода. Олег Ягодин талантливо играет мудака со способностями и намеком на большой загубленный талант, до которого «доходит» только когда уже поздно. Виталий Хаев отлично передал терзания и порывы простого бесхитростного бандита от власти — они честнее всех, и ведут самой короткой дорогой прямо в камеру. Из Павла Табакова пытались сделать Лота, однако, по-моему, просто не успели, образ выглядит невнятно и поверхностно. Чистая любовь, однако, спасла. И это не может не радовать.

Одним словом, так как «Мастера и Маргариту» по современным реалиям никто писать похоже не собирается — очень советую хотя бы 2 часа драгоценного времени потратить и посмотреть очень неплохую картину и поблагодарить создателей за попытку поднести кривое зеркало к обществу и его порокам. Такие попытки надо делать.

«Андрей Прошкин попытался сделать картину „плохого вкуса“. При этом, он очень рисковал, потому что могла получиться чудовищная белиберда. Но Бог помог ему», — говорит сценарист Юрий Арабов.

П.С.: Режиссер вволю поигрался с киноцитатами — знатоки оценят, зашивание глаз — «Андалузский пес», свечку из «Ностальгии» и многое другое.