Cineast Logo

Тайный дневник Симона Петлюры | Рецензия

Тайный дневник Симона Петлюры | Рецензия

Дата старту: 06.09.2018

Оригінальна назва: Таємний щоденник Симона Петлюри
В українському прокаті: Таємний щоденник Симона Петлюри

Країна: Украина, 2018
Тривалість: 2 год. 3 хв.
Жанр: драма, історичний

Режисер: Олесь Янчук
Актори:

Сергій Фролов
Ірма Вітовська
Богдан Бенюк
Євгеній Ніщук
Ярослав Мука
Микола Бутковський
Тарас Жирко
Олег Треповський
Сергій Кучеренко

Історична драма оповідає про життя і діяльність головного отамана військ Української Народної Республіки і лідера Директорії УНР, а також про його еміграцію.

Таємний кошторис українського фільму

Дуб — дерево.

Роза — цветок.

Олень — животное.

Янчук — режиссёр-патриот

Смерть неизбежна.

Если жизнь после смерти существует, то когда-нибудь Олеся Янчука встретят герои его же фильмов и попросят роялти с диаспорных денег. Уже почти 30 лет этот режиссер снимает фильмы об украинских исторических деятелях: Степан Бандера, Роман Шухевич, Андрей Шептицкий… Пришла очередь Симона Петлюры.

Пока украинское кино было без государственной помощи, Янчук снимал фильмы при поддержке Українського конгресового комітету Америки. Всё изменилось и сначала в 2008 году государство поддержало фильм режиссёра о Митрополите Шептицком «Владыка Андрей», затем в 2014 году Янчук возглавил государственную студию Довженко, а в 2017 — Национальный союз кинематографистов.

Тайный дневник Симона Петлюры | Таємний щоденник Симона Петлюри

К сожалению, на вопрос: «Зачем нам в 21 веке государственный союз кинематографистов?» — этот текст не отвечает.

Важно знать, что предыдущие фильмы Янчука не то чтобы не были шедеврами… Их попросту мало кто видел. Конечно, были телеканалы, которые могли где-нибудь так 24 августа поставить в эфир какой-нибудь «Нескорений» про Романа Шухевича, но это скорее исключение.

Янчук снимал, снимает и будет снимать героические байопики с нашими хорошими парнями и их ужасными оккупантами. Его герои — это люди из учебников с такими же идеальными биографиями. В них нет жизни, это иллюстраци к патриотическим брошюрам.

Критикиня Елена Чередниченко сказала, что если фильмы Янчука чем-то и отличаются от советского пропагандистского кино, то тем, что они хуже.

Тайный дневник Симона Петлюры | Таємний щоденник Симона Петлюри

Но, вернёмся к фильму.

1926 год. Париж, любовно снятый в павильонах студии Довженко. Петлюра в эмиграции вспоминает былое и думы. Бывший глава Директории УНР старательно записывает всё в блокнот, который очевидно и повлиял на название. Вот только а) Никто в фильме не объясняет, почему это он тайный. б) В начале фильма его блокнот листает его дочь, но как он к ней попал — тайна сия великая есть.

Поэтому желательно сразу учесть, что монтаж фильма — тоже та ещё тайна Симона Петлюра, поэтому на путаницу в сценах и сюжете лучше внимания не обращать. Помочь разобраться зрителю должен закадровый голос Петлюры, который комментирует происходящее. Крайне сложно удержаться от ассоциаций с голосом Ефима Копеляна из «Семнадцати мгновений весны», вот только нюанс — закадровый голос от лица Петлюры читает сам Янчук.

Тайный дневник Симона Петлюры | Таємний щоденник Симона Петлюри

Воспоминания Петлюры переносят его в революционный Киев. Как истинно советский режиссёр Янчук цитирует Гайдая и порождает новую троицу трус-балбес-бывалый. Это министр культуры Нищук в роли Владимира Винниченко, Симон Петлюра и Богдан Бенюк в роли Михаила Грушевского.

Симон Петлюра как знал, что нормальных бород на студию Довженко не завезли и поэтому при жизни не носил растительности на лице. Зато бороды Нищука и Бенюка вызывают лишь смех. Примерно так их носители и выглядят в украинских учебниках, когда ученики пририсовывают к портретам исторических деятелей лишние детали.

Троица сидит в кабинете и живо обсуждает предстоящие события. Впрочем, как живо — Бенюк говорит за фильм два слова и играет глазами и бородой. Поэтому Бенюк в этом фильме исполняет роль полтинника.

То ли дело Нищук. В его героя режиссер вкладывает программный текст фильма: Винниченко — предатель и трус, армию распустил и удрал себе заграницу.

Министр культуры театрально произносит заученный текст о том, что «Вільна Україна» никому не нужна. Но истинный талант Нищука проявляется в эпизоде, когда Винниченко сообщают о гибели Петлюры (это не спойлер, если вы учились в школе). Нищук произносит «Шкода!» и так тянет последний звук, что удержаться от смеха невозможно. Доказано пресс-показом. Этот момент хочется пересматривать снова и снова, чего не скажешь о фильме.

Тайный дневник Симона Петлюры | Таємний щоденник Симона Петлюри

В оппозиции к трусливому Винниченко выступает Петлюра. Его играет одесский актёр Сергей Фролов. Главная претензия к нему — он на Атамана УНР вовсе не похож. Зачем же тогда было мучать бородами Нищука и Бенюка, если всё довольно абстрактно? Даже в фильме Довженко «Щорс» Петлюра больше похож на Петлюру, хотя там он не положительный персонаж .

У Петлюры есть жена — её играет Ирма Витовская (Леся+Рома, Брама). Ещё в рамках лирической линии в сюжет вставлена дочь Симона Петлюры. Её играет дочь Олеся Янчука — Виктория.

Самое время вспомнить, что бюджет фильма — 48 миллионов гривен. Половина из них — государственные. Наверное, мы должны увидеть приличные для украинского кино батальные сцены? Увы. Нелепые падения нескольких всадников с лошадей и пара взрывпакетов батальными сценами не считаются. Чтобы зритель отличил войну на экране от фантазии реконструкторов — время от времени на экране появляется историческая хроника. Чтобы её оправдать — в фильме есть специальный персонаж — французский оператор, который фиксирует события в УНР на кинопленку. Вот только во время просмотра возникает вопрос. А может не нужен нам байопик про Петлюру, а лучше хронику с комментариями посмотрели б?

Тайный дневник Симона Петлюры | Таємний щоденник Симона Петлюри

Фильм Янчука не обошла классическая болезнь украинского кино — речь персонажей далека от реальности. Картины режисёра страдали этим и раньше. У него есть «замечательный» приём — русский язык делает негативных персонажей фильма ещё хуже! И сразу показывает, кто здесь частина величної української історії, а кто — проклятый большевистский выродок. Так, например, по-русски в фильме говорит Григорий Котовский. Зато почему-то сотрудники советского посольства в Париже говорят как учителя украинского языка. Ещё на экране возникает похожий на Максима Горького Юзеф Пилсудский. Конечно же говорит «добже» — он же поляк! Правда, затем польский маршал вспоминает, что играет в украинском фильме — и разговаривает уже на языке Франко и Шевченко.

Стоит похвалить исполнителя роли Шварцбарда Олега Треповского. Не потому что актёр не дожил до премьеры фильма, а потому что он самый яркий персонаж в этом безликой картине. Истеричный, живой, немного сумасшедший. Лучше бы фильм закончился сценой, когда Шварцбард, подговорённый советской разведкой, застрелил Петлюру. Потому что дальнейшие 40 минут — это скучная судебная драма, сделанная в традициях шоу «Час суда».

Вишенка на торте — в процессе суда в кадре несколько раз мелькает сам Янчук. Видимо, одной Янчук в фильме было недостаточно, и потому режиссёр решил сыграть прокурора. Текста у него было даже больше, чем у Бенюка.

Достаточно.

Шварцбард оправдан, Петлюра убит, деньги на фильм потрачены. Все довольны. Результат мало кого интересует, да и какая разница — найдётся ещё какой-нибудь исторический герой для очередного фильма.

Украинский зритель должен быть готов к тому. что вот такого кино он ещё насмотрится очень много. Государство решило вложиться в пропаганду и патриотическое кино хлынет на кино- и телеэкраны. Пусть расцветают сто цветов, конечно, пусть соперничают сто школ, безусловно, но не за государственные деньги.

А отрывок из фильма про Петлюру уже даже премьер-министр Гройсман себе в ролик взял. Там даже Янчук есть, который говорит, что кино — магическое искусство, потому что вся заложенная энергия, деньги и талант — передаётся на зрителей через экран.


Удивительно, но мне почему-то не передалось. Я б взял деньгами.

Проиграть видео