Cineast Logo

Итоги украинского кинолета — 2018. Замазанный Баширов, цензура и ещё одна цензура, но смешная


Середина сентября — отличный повод подвести итог предыдущих трёх жарких месяцев.

Но итоги будут касаться не сколько кино, а больше «околокино», а ещё точнее — государственного регулирования кинопроката. Почему-то государство считает, что оно в праве решать, что, когда и кому смотреть. И связано это не с финансовыми расходами-приходами, а идеологией.


а) Замазанный Баширов фильм не испортит



Летом в украинском прокате шёл российский фильм «Лето», режиссёра Кирилла Серебренникова. Вот летом мы узнали, что украинцы фильм посмотрели не полностью. Двухминутную роль в картине сыграл Александр Баширов — актёр, поддержавший «ЛДНР». Сначала Артхаус Трафик его по-хитрому замазал — стилистика фильма это позволяло, но Держкіно непреклонны — и эпизод вырезали полностью.




Меньше всего претензий здесь к прокатчику — он выполнял Закон Украины «О кинематографии». Но впредь (а такие ситуации повторятся, так как аппетит к вырезанию приходит во время еды) — хотелось бы чтобы прокатчик предупреждал о купюрах в фильме.

«Мол так и так, привезли вам фильм из снежной России, да только затесался там актёришко непутёвый, ну мы его и вырезали».

Возможно, что данный запрет позволит нам посмотреть многие другие хорошие, но уже запрещённые фильмы. Вот, например, можно будет сериал «Бригада» или «17 мгновений весны» урезать до симпатичных короткометражек. А что непонятно — объяснить субтитрами, но только на государственном языке.

Конечно, это цензура. Но это стоп-слово, его боятся. Ни один чиновник не скажет, что фильм не прошёл цензуру. Это назовут «ограничениями» или «оптимизацией», как угодно.

Вот только маленький нюанс. 15-я статья Конституции Украины говорит нам «Цензура запрещена».

Конечно, скажете вы, суть всех этих чёрных списков лежит не в идеологии, а в финансах. Мол, не давать зарабатывать российскому продукту деньги в Украине. Хорошо, пускай. Вот только фильм «Лето» хоть с Башировым, хоть без Баширова заработал , как российский продукт.


б) Украинский Оскар говорит только по-украински



От Украины на премию «Оскар» выдвинут «Донбасс» Сергея Лозницы.

Не успели мы порадоваться этой чудесной новости, как прилетела ложка дёгтя. Сайт «Левый Берег» опубликовал коллективное заявление части членов Украинского оскаровского комитета. Их возмутило, что за день до голосования у сооснователей премии — Деркіно. Национального союза кинематографистов и Ассоциации продюсеров Украины — появился хитрый план. Они хотели изменить регламент — и потребовать, чтобы на Оскар можно было выдвинуть фильм, звуковая дорожка которого ОРИГИНАЛЬНО (это важно) записана на украинском, или крымскотатарском (!) языке.

К счастью, часть Оскаровского комитета вполне здраво возмутилась — и изменения перенесли на следующий год. И на Оскар поедет русскоязычный фильм «Донбасс».

Но есть три вопроса:

  1. Как быть в следующем году, если количество русскоязычных фильмов не уменьшится?
  2. Что за игры с резким изменением регламента? Хотели сбить «Донбасс» Лозницы?
  3. При всём уважении, фильмов на крымскотатарском в Украине снято аж три. Я погуглил — это «Хайтарма» Ахтема Сеитаблаева, «Татарский триптих» Александра Муратова и детский фильм-сказка «Хидир-деде».


Возможно есть ещё какие-то работы, но они не общеизвестны. Я могу понять желание государства вытеснить русскоязычные работы . Не принять, конечно, а понять откуда оно берётся. Но вписывание в регламент крымскотатарских фильмов мне не понятно. Есть у нас режиссёр который захочет снять эпос на крымскотатарском, но боюсь, что нам придется вовсе запретить фильмы на других языках, чтобы у него появились шансы выдвинуться на Оскар.


в) Цифра лета — 620. Именно столько Держкіно запретило фильмов и сериалов за период, начиная с 2014 года.


Можно, конечно, начать в очередной раз говорить, что увидев на экране условного Табакова — сразу в Новороссию уехать не хочется, но это бессмысленное занятие. Поэтому, если цензуры не избежать — давайте хотя бы посмеёмся над ней, как и она посмеялась над украинским режиссёром Ахтемом Сеитаблаевым.

Да, он упоминается в тексте уже в третий раз, ибо большому художнику — большое плавание.

Режиссёр Сеитаблаев очень хорошо вписался в новую реальность. Снимает быстро и патриотично. Вот как он ликовал в 2015 в интервью для журнала Країна.

«2012-го я знімав фільм «Чемпіони з підворіття» — на основі документальної історії про те, як збірна України з футболу серед бездомних стала чемпіоном світу-2009. Коли здавали фільм спонсору, він злякався, що у фіналі звучить український гімн. Тепер це — в минулом,

— сказал Сеитаблаев.



Скорее всего, вы не видели сериал «Чемпионы из подворотни» и уже и не увидите. Его запретили. Чутьё подвело Сеитаблаева, снял он в нём российского актёра Дмитрия Певцова. И из-за его дурацких высказываний, запретили сериал по той же причине, что и Бандитский Петербург. С одной лишь разницей, что Бандитский Петербург всё-таки немного жаль.

Впрочем, надеюсь что Сеитаблаева утешили 30 миллионов гривен, которые мы (государство) дали ему на блокбастер Захар Беркут. Желательно, чтобы Роберта Патрика предупредили чей Крым, а то сильно неудобно получится.