Пассажир | Рецензия

Пассажир | Рецензия

Дата старту: 22.03.2018

Оригінальна назва: The Commuter
В українському прокаті: Пасажир

Країна: Великобританія, Франція, США, 2018
Тривалість: 1 год. 45 хв.
Жанр: трилер, екшн

Режисер: Хауме Кольет-Серра
Актори:

Ліам Нісон, Віра Фарміга, Джонатан Бенкс, Патрік Вілсон, Сем Ніл

Повертаючись з роботи додому, страховий агент Майкл мимоволі стає частиною злочинної змови, яка ставить під загрозу не тільки його власне життя, але і тих, хто знаходиться поряд з ним.

По горячим следам «Убийства в Восточном экспрессе»

Пока зрители не успели позабыть зрелищную экранизацию детектива Агаты Кристи, Жауме Кольет-Серра не сидел, сложа руки, и режиссировал фильм «Пассажир». Получилась копия «Воздушного маршала», только уже с новыми декорациями. Был это оправданный шаг или пустая трата времени? Давайте разбираться.

«Осторожно, игра начинается…»

Нет, это не название картины, которая с 22 марта в прокате, это загадочный слоган обсуждаемого герметичного детектива. Главный герой – бывший полицейский, офисный работник страховой компании и примерный семьянин. Каждое утро жена отвозит главу семейства на железнодорожную станцию, откуда он в поезде едет на работу. И так ежедневно на протяжении десяти лет.
В момент завязки сюжета, к Майклу Макколи (Лиам Нисон) – главному герою – подсаживается незнакомка по имени Джоанна (Вера Фармига). Она рассказывает об увлечении, связанном с психологией, и описывает Майклу гипотетическую ситуацию. Но, как оказалось, эту ситуацию можно реализовать прямо здесь и сейчас. 1 задание – 1 человек – 100000 долларов. Вот здесь у фильма и начинаются проблемы, ибо режиссёр так и не определился какой жанр является основным – боевик или детектив?

«Супермену 60»

С виду Майкл спокойный семейный мужчина в возрасте, каждый день ездит в поездах, читает книжки, помогает сыну с учёбой, проводит часы в кресле за рабочим столом. Но, похоже, что не забывает про тренажёрный зал, стероиды и эликсир молодости. А как иначе бороться с антагонистами?
За 105 минут хронометража Майкл успевает трижды поучаствовать в драках не на жизнь, а на смерть, и трижды выйти из них победителем. Согласитесь, разменяв седьмой десяток, одолеть ФБР-овца, крупного афроамериканца с пистолетом и копа в расцвете сил – это чересчур круто, но видимо так надо. И было бы всё прекрасно, если бы в других ситуациях, когда эта чудовищная сила необходима не меньше, боевой дух и неиссякаемый запас энергии исчерпывается. Как это работает – до сих пор не понятно.
Другой отличительной чертой героя становится его смекалка. Как-никак, а Майкл раньше работал полицейским и умение подмечать что-то необычное стало неотъемлемой частью его самого, но сообразительность работает с перебоями. Сначала главного героя не смущает чересчур странное предложение от незнакомки, затем он активизируется и начинает продвигаться к выполнению поставленной задачи. Через несколько остановок поезда снова впадает в прострацию и забывает все ключевые детали перемещения и поведения пассажиров. И так по кругу до конца фильма.

Так боевик или детектив?

Во время съёмки фильма, главное – определиться со стилистикой развития сюжета и героев, но в этом фильме Кольет-Серра метался, как по очередям в магазине, так и не успев ничего купить. Постановка драк была одной из самых ужасных, которую мне доводилось лицезреть. Можно конечно всё списать на ограниченное пространство, но кошмарную операторскую работу это никак не оправдывает. Кем было разбито стекло? Кто перевернулся через сидение? Кого сейчас ударили? А в этот раз? Примерно такой список вопросов возникал в голове во время просмотра и отвечать на них удавалось спустя ещё несколько кадров, пытаясь заполнить пустоты в восприятии. Уверен, что существуют любители трясущейся камеры и дёрганых кадров, но их нужно чем-то разбавлять, а не снимать подобным образом всю картину.

 

 

По поводу интриги в поисках того не знаю кого. В начале фильма у меня закралось явное подозрение в одном моменте, что показано это было далеко не спроста – главный герой чересчур долго наблюдал за заурядной бытовой сценой в вагоне поезда. По мере приближения концовки, мои подозрения только усиливались и обретали твёрдый фундамент. Даже если отбросить наблюдательность, то интриги как таковой нет. Майкл предсказуемо находит пассажира в последний момент и начинается демонстрация правильности и благородности по отношению к обнаруженному персонажу. Далее идёт ещё один «неожиданный» сюжетный поворот, который добавлен, дабы зрители вздремнули до показа титров.
Спойлеры не пройдут, зритель превыше всего

Пробуем философствовать

Одно из немногого, за что хочется похвалить фильм, так это проблема выбора главного героя. Да, тут на этом сделан мимолётный акцент и добавлен для галочки, но хочется поблагодарить за эту формальность. Боевиков с бессмысленной стрельбой и маханием ног пруд пруди, но завернуть это всё в какой-нибудь подтекст додумываются далеко не все режиссёры. С одной стороны, вопрос морального выбора тут более чем риторический, ибо условия, в которые поместили главного героя, вынуждали его действовать в обход правилам. А с другой стороны зритель наблюдает не за типичным супергероем, а за обычным человеком с изъянами и кучей сомнений.

Дуэт Нисона и Кольет-Серры

В интервью британский актёр сказал, что после совместной работы над тремя фильмами, они уже научились читать мысли друг друга. И было бы всё прекрасно, если бы все эти фильмы не были детективами, с одним и тем же главным героев – правильным полицейским, любящим семью и готовым на всё ради неё – и тем же незамысловатым сюжетом. Или дуэту придется выдумывать на двоих что-то новое, или зрителям наскучит смотреть на Лиама Нисона, который из фильма в фильм геройствует, оставляя антагонистов у разбитого корыта.
Как итог, посоветовать поездатого «Воздушного маршала» можно разве что фанатам герметичного детектива и совместных работ Лиама Нисона и Жауме Кольет-Серры. Остальным важно знать одно — революции в жанре не произошло. Нам остаётся ждать новые сюжетные узлы от американского режиссёра, надеяться, что «Пассажир» приостановит поток слабых детективов, а Нисон будет играть роли посерьёзней. Ах да, и ни в коем случае не соглашайтесь на участие в «теоретических» экспериментах от незнакомок.

Проиграть видео