Cineast Logo

Портниха | Рецензия



Она перекроит этот мир


«Портниха» — это просто феерия. Кино как комплексный обед! Первое, второе, десерт и компот. Шучу, все куда вкуснее! Эта картина своей ретрушностью и слоеностью напомнила торт медовик — ароматный, теплый по цвету и яркий на вкус. Учитывая количество драматичных сцен — пускай это будет медовик с орешками. Грецкими. А еще напомнил те замечательные фильмы, в которых обычно снимаются Мерил Стрип или Джереми Айронс. Как, например, «Из Африки». Правда, там Редфорд снимался…

Мне очень нравится, как выглядит Кейт Уинслет. Она — образец ретрушности. Просто будто из 40-х годов к нам телепортировалась. Она стройная, но сочная. Она всегда женщина и никогда не девчонка! Возможно, в этом я тоже вижу что-то от характера героинь Мерил Стрип.



Итак, по сюжету, главная героиня — портниха. Она приезжает в богом забытое место, которое сложно назвать городом. По нашим меркам, это что-то вроде хутора. Там живут несколько семей, и все друг друга знают. По законам жанра в таких «коммунах» все всех ненавидят и в то же время, имеют тайные связи. Зачастую — эротического характера. Потому, собственно, и ненавидят. Миртл — так зовут героиню — таит в себе множество сложных эмоций, связанных с родным домом. Это будто неразорванная пуповина длиною в четверть века. Ее выслали из города, когда она была еще совсем крошкой. За эти годы она побывала в столицах главных европейских стран, впитала в себя культуру в эталонном понимании этого слова и освоила профессию. За эти годы, проведенные в Лондоне, Париже и т. п. она стала цивилизованным человеком, способным на творчество и понимание творчества других. Но в то же время, как все сильные личности, она терпела боль и зуд, что доставляли ей, словно шипи от небрежно схваченной розы, фантомы прошлого. Пройдя огранку в лучших ювелирных мастерских, этот бриллиант вернулся в пыльный быт погрязшего во лжи и невежестве селения.



В общем-то, тон происходящему задается с первых кадров. Ведь опущенный на грунтовую дорогу кофр с надписью «Зингер» напоминает «монолит» из «Космической одиссеи 2001». А уверенный взгляд и безупречная осанка героини говорит о ее превосходстве над неотесанной публикой. И таки да, ей удается понравится им, взять гору над их скудными душонками, но лишь до тех пор, пока эти свиньи, наряженные в лучшие ткани и фасоны по последней моде, не начинают «топтать бисер» и героиню вместе с ним. Ведь клеймо, что она несет на себе с детства, клеймо убийцы, настолько стереотипно довлеет над ними, что они не способны на милосердие. Все по-своему помнят тот день, 25 лет назад, когда погиб мальчик. Никто толком не знает, как это произошло, но все уже привыкли, что виновата в этом Миртл.

После поворотной сцены с Лиамом Хэмсвортом меня мучило праведное негодование, и я не могла понять, зачем нужен этот персонаж, раз с ним так поступают. Но решила набраться терпения и разобраться. Позже стало ясно, что не зря в сюжет вплетен Шекспир. Ведь этот пронизывающий насквозь его тексты мотив, о том, что чистые души не выживают среди грязи, но служат индикатором вселенского равновесия, был «суперменским» костюмом нашего героя. И, опять же таки, если бы не этот эпизод — Миртл превратилась бы в заурядную женщину, обычного человека. А ей нельзя было этого делать. Она создана не для спокойной мирной жизни. Ее предназначение, словно у звезды — светить ярко и рассеивать тени на своем пути.



Наверное, это не очень похоже на рецензию. Скорее, внутренний диалог и «верчение» в уме деталей картины и полотна в целом. Ну а что еще сказать? Нужно смотреть самим и чувствовать. Даже не всегда четко понимая что именно ты чувствуешь.