Штангист | Рецензия

#molodist #молодість #ОМКФ #OIFF

 

Сюжет: На перший погляд, це історія про вартість перемоги в професійному спорті.

Твит рецензия: Техническая завершенность, ясность высказывания, но общая стерильность

Дмитро Сухолиткий-Собчук представил целостную работу. На «Молодости» не было фильмов, которые могли бы что-то предъявить фильму «Штангист».

Картина точна в выборе натуры. Повествуя о тяжелоатлетах, автор на роли выбирает действующих спортсменов. Нет никакой поблажки, только правдивый подход, только голая правда. Раскрывается все с помощью выверенной статичной съемки, необходимой цветокоррекции, целостного монтажа. Фильм не допускает возможностей ругать его за технические недостатки.

Очень профессионально сделанный продукт. Режиссер Сухолиткий-Собчук настаивает, что это полноценный дебют, где не нужно было использовать старые связи, студенческий подход. Каждый участник проекта получил достойную оплату. Product value на экране заметен, а не только заявлен.

«Штангист» мог пойти излюбленным путем украинских режиссеров. Стать очередным произведением «как», а не «о чем». Собчуку удается избежать этой ловушки. Ясно видна заинтересованность автора в высказывании. В фильме автор нашел место сюжету, достаточно увлекательному, а также метафорическому высказыванию, не противоречащему повествованию.

Фильм приятно смотреть, зритель не проводит дополнительную работу для этого. Не вызывает раздражения главный герой. Пускай протагонист статичен, как и камера его фиксирующая, но это необходимое художественное решение. В данном произведении «развитие героя» не столь важно.

Режиссеру с кажущейся простотой, скупыми кадрами, вторыми и третьими планами удается выстроить экспозицию главного действующего лица. Этому позавидуют именитые авторы, которые и за 180 минут не справляются с такой задачей.

Кроме представления главного героя, стоит отметить тонкое раскрытие личностных отношений. Девушка, тренер, товарищ по работе — не просто в кадре. Как относится к ним наш штангист ясно. Режиссер рассказал нам это, не использую вербальные методы.

«Штангист» вызывает ассоциации. Статическая камера напоминает о фильмах Михаэля Ханеке. Манера повествования и цветокоррекция — об Андрее Звягинцеве. Тема и ее решение — о Кене Лоуче. Смело скажу, «Штангист» — это смесь упомянутых авторов. Это с одной стороны хорошо, но с другой — не очень.

Не понятны манера и темы, беспокоящие Дмитра Сухолиткого-Собчука.

При всех положительных свойствах у произведения есть огромное отрицательное поле. От фильма веет «музейностью». «Штангист» представляет собой объект, к которому боишься дотронуться. Любое прикосновение нарушит целостность, ясность, чистоту. Опасно анализировать…

«Штангист» — хорошее, удачное кино, которому не хватает какой-то трещины, мусора, чтобы быть живым, настоящим. Изложение чрезмерно чистое, нет надрывной искренности, больно все механическое. Эту искусственность иногда нарушают проснувшейся камерой или апелляцией к эмоциям зрителя, но иногда перебарщивая.

Эксперимент (данная работа точно эксперимент) удачный. Жаль, не удалось найти ответа на вопрос: «О чем автор Сухолиткий-Собчук?». Слишком разнообразна фильмография, поднятые темы и методы высказывания.

Заявленная системность, профессиональный подход к работе реализуются в полнометражном фильме. Будем надеяться, что баланс между техническими и художественными решениями удастся соблюсти.