Братья. Последняя исповедь (2014) | Рецензия #ММКФ

Твит рецензия: Поэзия и большое желание способны на многое. Иногда этого не хватает, но очень красиво

Сюжет: Два брата-гуцула всю жизнь все делили: мать, игрушки, право называться лучшим, одну женщину, одного сына. Но в их жизни произошло событие, после которого они не разговаривали друг с другом на протяжении 40 лет. В их маленький провинциальный городок приезжает писательница, которая читает в местном монастыре лекцию про святых и юродивых. Среди слушателей — пожилой человек, которого зовут Войтко. Писательница постепенно входит в жизнь Войтка и знакомится с его братом. Она становится связующим звеном между двумя братьями, смысл жизни которых — в противоборстве: кто дольше проживет и не потешит второго своей смертью.

Один маленький армянский космополит создал некий эталон украинского поэтического кино. Он конечно опирался на украинский колорит, культуру, да и на книжку тоже. Потом были и другие авторы, которые дополнили это какими-то деталями. Теперь словосочетанием «украинское поэтическое кино» не удивишь. Как только его слышишь, сразу картинка становится перед глазами. У меня, например, ярмо из «Теней незабытых предков».

Это прекрасно и узнаваемо, но в тоже время служит плохую службу. Кинотворцам теперь нельзя просто приводить западноукраинский быт, его обязательно нужно либо в поэзию, либо в мистику уводить. Достаточно сложный путь, особенно для дебютантов.

Виктория Трофименко, режиссер и сценарист, смело пошла по этой известной, но очень извилистой, дорожке. Ее фильм, «Братья. Последняя исповедь», берет все шаблоны и стереотипы: поэтичность, мистицизм. Меня немного удивило, что история не украинская. Материал основан на книге Торгни Лингреда. Остается только похвалить участников проекта за удачный перенос места действия в карпатские горы, все очень уместно и правдоподобно выглядело.

Фильм особенно хорошо смотрится, если тебе довелось побывать в этих местах. Речки, домики, одежда и даже еда вызывают внутренний трепет и приятные воспоминания. Из «Братьев» можно сделать не один удачный рекламный ролик для отдыха в горах Украины. Смесь христианской мистики, украинских песен и «говирки» выводит все на новый уровень.

Кроме колорита в фильме присутствуют и другие составляющие. От банального братского противостояния, что вызывает политические аллюзии, до сложных материй, как женская душа, любовь, материнство, дружба, жертвенность, трагичность.

Нельзя не упоминать и про актерскую составляющую. В картине задействованы неизвестные и молодые артисты, подчеркивающие самобытность украинской актерской, игровой среды. Герои харизматичны, архетипичны, актеры старались и почти не переигрывали.

Витория Трофименко сделала успешный шаг как никак, дебют, и сразу на ММКФ. Еще и фильм хороший. В нем есть, конечно, недостатки, но не очень существенные. Хорошее украинское кино со своеобразной актуальной темой… Но здесь не про политику.