С меня хватит! (1993) | Мнение

«С меня хватит!» (Falling Down)

1993

Жанр: криминал, драма

Режиссер: Джоэл Шумахер

В главных ролях: Майкл Дуглас, Роберт Дюваль, Барбара Херши

В центре фильма Фостер, который, совершая ряд насильственных преступлений, перемещается по Лос-Анджелесу в попытках добраться до дома бывшей жены, чтобы отпраздновать день рождения своей дочери. По пути, ряд встреч — как тривиальных, так и неожиданных — заставляют его реагировать насилием и задумываться о жизни, бедности, экономике и коммерциализации. Мартин Прендергаст, сержант полиции Лос-Анджелеса, который сталкивается со своими собственными жизненными разочарованиями, в день своего выхода на пенсию выслеживает Фостера.

Проще давать фильму однозначные оценки. Например: белый парень, расист, потенциальный избиратель Трампа унижает представителей других рас и совершает преступления. Или: Америка погрязла в преступности из-за мигрантов и представителей других рас, утратила идентичность и в этом виноваты не белые американцы. Или: это мизогинический фильм, в котором режиссер-гей изображает отвратительных женских персонажей. «С меня хватит!» может стать аргументом для людей с кардинально различными взглядами на жизнь, политику и взаимоотношения полов.

Во взрослом возрасте фильм воспринимается иначе, чем в подростковом. Пересмотрев недавно понял, что многие нюансы становятся яснее, четче, ощутимей.

Два героя – Уильям Фостер (Майкл Дуглас) и Мартин Прендергаст (Роберт Дюваль) – двойники и антиподы. Оба разлучены с дочерьми: Фостеру не дает видеться с ребенком бывшая жена, дочь Прендергаста умерла. Фостера уволили с работы, Прендергаст добровольно уходит на пенсию раньше срока. У обоих героев проблемы с женами: развод в первом случае и мучительный брак во втором. Фостер хочет вернуться домой и помириться с бывшей женой. Прендергаст в последний рабочий день оттягивает возвращение и встречу с супругой. Оба сталкиваются с неуважением и снисходительным отношением окружающих. И в один жаркий летний день они оба оказываются в одной пробке. Горькая ирония заключается в том, что Фостер работал в оборонном секторе, занимаясь защитой общества, которое подталкивает его к серии насильственных действий. Прендергаст – полицейский, долг которого – служить и защищать.

Джоэл Шумахер умер 22 июня 2020 года. Другие известные работы режиссера: «Коматозники», «Бэтмен навсегда», «Время убивать», «Бэтмен и Робин», «Телефонная будка».

Путешествие Фостера – это Одиссея по современной многонациональной Америке, только главного героя не ждет дома Пенелопа. В том, как он добывает оружие, заметен элемент шутеров: герой находит биту, затем нож, затем сумку с оружием. Может, это совпадение, хотя как минимум Wolfenstein 3D появился до выхода фильма.

Несмотря на то, что герой Майкла Дугласа вступает в конфликтные ситуации с представителями различных рас, он убивает только одного человека – и это белый мужчина-нацист. Обратил внимание, что впервые бывшей жене Фостер угрожает в логове нациста и на фоне флага Третьего Рейха. Если до этого момента симпатизировать герою было просто, то после сопереживание дается уже с трудом. Вначале его требования или вопросы к конкретным людям и обществу кажутся резонными. Путешествуя по Лос-Анджелесу Фостер постепенно становится похожим на маньяка. Окружающий мир и отношение людей меняют его в худшую сторону.    

В конце фильма герои достигают целей. Фостер и в прямом, и в переносном смысле «возвращается домой» – вполне легальный эвфемизм слова «смерть». Прендергаст решает остаться на работе, вопреки обещанию жене. Более того, застрелив преступника он, вероятно, вернется в полицейскую семью, в которой его не воспринимали на равных после одного инцидента.

Я не считаю фильм расистским или фашистским, секситским или гомофобным. Гей Джоэл Шумахер в фильме показал геев мельком и настолько стереотипно, что это похоже на откровенный стеб. Логично, что он иронично потоптался не только по этой теме.   

Мир не черно-белый, человек – существо хрупкое, поступки человека, в купе с обстоятельствами, определяют его судьбу. Как и в реальной жизни, в фильме «С меня хватит!» есть место комедии и драме. Настоящий бургер отличается бургера на рекламном проспекте в худшую сторону, попрошайки бывают наглыми, а начальники – козлами. Люди эгоистичны и злобны. Это и многое другое могут долго подогревать в человеке ненависть. Порой достаточно жаркого дня и пробки на дороге, чтобы сорваться и попытаться изменить жизнь. Или взять себя в руки и все равно поменять ее.   

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.