Аутсайдеры | Рецензия

Оригінальна назва: FORD VS FERRARI
В українському прокаті: АУТСАЙДЕРИ
Студія: 20th Century Fox
Жанр: екшн, драма, біографія
Хронометраж: 152 хв.
Прем’єра: 14 листопада 2019 року
Формат: 2D, 4DX, IMAX, Screen X; OV
Режисер: Джеймса Менґолд
У ролях: Крістіан Бейл, Метт Деймон
Анотація: Лауреати премії «Оскар» Метт Деймон і Крістіан Бейл у фільмі «АУТСАЙДЕРИ», знятому на основі реальної захоплюючої історії американського автоконструктора-новатора Керролла Шелбі (Деймон) та безстрашного британського гонщика Кена Майлза (Бейл), які разом борються з тиском великої корпорації, законами фізики та власними злими духами, аби створити новий революційний спорткар для компанії «Форд» і кинути виклик непереможним машинам Енцо Феррарі у 24-годинній гонці на витривалість у французькому Ле-Мані у 1966 році.

А что так можно было?

2019 балует фильмами, которые приятно вспомнить, не стыдно рекомендовать друзьям и добавить в список “Посмотреть вновь”. Больше в этом радуют те картины, на которые мне удалось попасть без предварительного изучения материала и сформированных ожиданий. Свежие “Джокер” и “К звездам” тому пример, но теперь к ним присоединяется “Аутсайдеры”.

Редко фильмы без сложного художественного сюжета с прицелом на факты и имена воспринимаются мною серьезно. В конкретном случае, даже описание не внушает доверия, если вы не знакомы с событиями. Два друга-фаната гонок бросают вызов автомобилестроению и здравому смыслу. Перед двумя спортсменами-конструкторами стоит задача от Форда II – создать с нуля спорткар, способный победить Феррари. И провались этот план на 100%, если бы это не стало целью всей жизни для двух спортсменов-конструкторов и исторической миссией для всей индустрии. В то время мысли о подобном казались безумными, ведь машины итальянской компании доминировали на трассах в 60-х и были чемпионами гонки Ле-Ман. Люди, интересующиеся гонками знают финал фильма заранее, а случайный зритель без труда и точно предскажет его. Прелесть в том, что сюжет не так важен. Восхищает то, каким образом он преподнесен. 

Matt Damon in Twentieth Century Fox’s FORD V. FERRARI.

Находится в зале во время сеанса без гоночного шлема запрещено

Начну с визуальной и звуковой составляющих. Спустя неделю после просмотра у меня получилось вспомнить один фильм из увиденных, который также приковывал внимание к экрану. Любовь к “Первому человеку” с первого взгляда, ничего не могу поделать. Так вот, “Аутсайдеры” достиг такого же уровня погружения зрителя, только не в космосе, а на гоночной трассе. 

Каждое вдавливание педали в пол, крутой вираж, дрифт, визг шин, авария ощущались. Было ощущение, будто я сижу не в кресле перед трехэтажным полотном в окружении, расслабленно смотря фильм, хрустя попкорном и сербая фанту, а в чертовом гоночном болиде. От ракурсов и динамики голова непроизвольно повторяла каждое движение спорткара. Приходилось постоянно бороться с желанием оглядываться по сторонам на визг шин или столкновение где-то позади. Внушить зрителю чувство присутствия получится не у всех режиссеров, но умение закутывать в пелену происходящего и переносить в центр событий – настоящее искусство. 

Christian Bale in Twentieth Century Fox’s FORD V. FERRARI.

Второстепенный главный герой

Новые технологии съемки, записи звука и монтажа делают динамические картины еще лучше. Главное – дать фильму с шикарной картинкой и звуком показать не только окружающие просторы, но и подходящих актеров. В фильме много знаменитых имен, к подбору которых нет претензий. Вопросы только к персонажу Мэтта Дэймона, который выбивается из общей картины.

Зритель мог не увидеть фильм “Аутсайдеры”. Во время кинопроизводства много чего поменялось: то главных актеров поменяли, то первый черновик сценария никому не понравился, то режиссера другого пригласили. Рискну списать чересчур клишированного Кэролла Шелби на пертурбации в создании фильма, так как Мэтт Дэймон точно не виноват. Ему достался персонаж с выдающимся прошлым и бескрайним кризисом среднего возраста. Первому американскому победителю Ле-Мана дали второй шанс в мире гонок. Проблема в том, что персонаж не раскрывается. Семейными проблемами и внутренними конфликтами пожертвовали ради архетипного образа американского патриота, замкнутого в обстоятельствах на пару с буйным нравом. Уверен, что персонаж был бы интереснее, но у фильма есть другая суперзвезда и имя ему Кристиан Бейл.

Christian Bale and Matt Damon in Twentieth Century Fox’s FORD V. FERRARI.

“Я просто перестал есть”

Кен Майлз – символ картины и сюжетной задумки. Персонаж Бейла держит маленькую автомастерскую, без спонсорских контрактов побеждает в гонках и содержит любимый автомобиль. Он  посвящает жизнь машинам, но не забывает о семье, которая поддерживает его азарт и спортивное рвение. У Кена сложный характер, который лучше любой аннотации опишет фильм. Взялся исполнять роль фанатичный Кристиан Бейл. Можно только догадываться откуда он черпает жизненные силы, но для нового фильма он похудел на 30 кг за 7 месяцев. Со счета сбиваешься в попытках вспомнить все его перевоплощения. На весе он не остановился, ведь во время просмотра фильма складывалось ощущение, будто Бэйл не играет роль, а просто совершает череду действий по сценарию. Целеустремленность и упрямость персонажа настолько естественны, будто самого Майлза воскресили для экранизации.

Какова же роль такого одновременно разношерстного и похожего тандема? Во-первых, перед главными героями поставлена безумная цель, которая не под силу одному человеку. Истории нужен гений, который на страх и риск тестирует каждое изменение в спорткаре, не думая о страхе или печальных последствиях. Во-вторых, гению нужен помощник в делах, которые касаются бюрократии. Ссоры в больших кабинетах разгораются вокруг вечной дилеммы “стоит ли игра свеч” в разных интерпретациях. Оба персонажа друг без друга не создали детище, которое оправдает доверие и риски. И в-третьих, Ford Mustang – их автомобильный брат-близнец. Самая быстрая спортивная машина для 24-часового заезда, но с кошмарнейшими тормозами, не прощающая ошибки гонщика.

Matt Damon and Christian Bale in Twentieth Century Fox’s FORD V. FERRARI.

Фильм не без минусов. Даже в таком сюжете присутствуют проколы. Например, изначальная цель заключалась в победе над Феррари за 90 дней, но что получилось по итогу – неизвестно. Зачем было в начале показывать сцену с обращением Форда к работникам завода, если дальше это никак не используется? Сын Кена то появляется, то исчезая без надобности, создавая эффект присутствия сюжетной линии “отец-сын”. Концовку будто вообще снимать не планировали, и были бы правы, но решили после гонки проехать круг траура. Решения очень странные, но закроем на них глаза.

Совершенно неожиданно, но “Аутсайдеры” с несколькими уровнями погружения для зрителя, именитым актерским составом и шикарной технической частью может заскочить на номинацию Оскар. Почему бы и нет? Никто же не просит побеждать в заезде, но явка на гонку обязательна.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.