Ида | Рецензия

Твит рецензия: Польское заигрывание с действительностью, историей и женщинами 

Сирота Анна провела детство и юность в польском монастыре. Прежде чем принять обет и стать монахиней, девушка решает встретиться со своей единственной родственницей — Вандой. От неё Анна узнаёт, что она еврейка и что её родители стали жертвами холокоста. Вдвоём они отправляются в путешествие для того, чтобы точно выяснить трагическую судьбу их семьи. В пути они столкнутся с обстоятельствами, которые поставят под сомнение их веру, и хотя женщины попытаются жить как прежде, лишь одной из них это удастся…

Взгляд благодушный

Польский кинематограф такой близкий территориально и такой далекий в идеологичности и смелости. В Польше любят снимать о себе, о современности, будущем и, конечно, многострадальном прошлом. Непростая история дает пищу многим творческим личностям. 
Павел Павликовский, вернувшись на Родину с окраин Лондона, взялся за благодатную тему, перекликающуюся с современными трендами — поиск себя, и особенно — поиск места женщины в обществе. Тема становится многослойной и более глубокой благодаря выбору главной героини. Она в этом фильме — католическая монашка еврейского происхождения перед постригом. 

Nota bene: Меня в тупик ставит словосочетание православный еврей, а вот католический еврей вообще лишает дара речи. Наверное, я слишком впечатлительный.

Поход в мир Иды позволяет нам заглянуть в мир после страшной войны ее глазами. Взгляд на общество, которое не желает смотреть в прошлое или настоящее и ничего не ждет от будущего. Очень искренний и чистый взгляд воспитанницы зарытого монастыря. Ида не осуждает, не хвалит, не ругает. Ее чистота позволяет сделать Иду мерилом действующих лиц фильма. 
Появление чистого в непростой жизни других героев изменяет не внутренние составляющие, а только внешние. Действующие лица не глупы и понимают свои проблемы, но никак не могут оценить их и перейти к активным действиям. Ида не только эталон для оценивания, но и катализатор, приводящий к быстрой реакции всех и каждого на ее пути. 
Цель Иды делает ее еще более интересной. Поход в мир монашки-еврейки — просто погружение в соблазны. Большая жизненная цель — разгадать странную историю своей семьи, выводит Иду на некий более высокий уровень жизненного восприятия. Знакомство с матерью (сестрой?), молодым парнем, гробовщиком не меняют основной цели сильной и красивой девушки.
«Ида» — фильм о не простом выборе, судьбе и силе духа

Но!!!

Циничный взгляд 

Для польского кино существует беспроигрышная схема. Автору следует обратиться к трагедиям польского народа, этим самым получить некоторые козыри, добавить к этому красивую, целеустремленную девушку, немного религии и художественное решение — черно-белую съемку. Все это приводит к некому коньюктурному решению. 
Сложно понять, чего в фильме Павла Павликовскогобольше: игры с трендами и запросами государства или художественного замысла. Невозможно ругать фильм, в котором намешаны столь сложные понятия, пусть они явно заигрывают со зрителем. 

Выдвижение на Оскар лишь только подтверждает замысел автора, а, может, просто я ищу то, чего нет. Ответ получим в феврале после вручения наград американской киноакадемией. 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.