Джокер | Рецензия

Дата старту:  03.10.2019
Формат:  2D / IMAX
Країна:  США
Студії:  Warner Bros. Pictures, DC Entertainment, Village Roadshow Pictures
Тривалість:  122 хвилини
Жанр:  Бойовик, кримінал, драма
Режисер:  Тодд Філліпс (“Встигнути до”, Трилогія “Похмілля”)
Актори:  Хоакін Фенікс (“Гладіатор”), Зазі Бітц (“Дедпул 2“, “Геошторм“), Роберт Де Ніро (“Хрещений батько 2”, “Пробудження”, “Одного разу в Америці”), Шей Вігем (“Форсаж 4, 6”, “Влада“)
Композитор:  Гільдур Гуднадоттір (серіал “Чорнобиль“)

Відчуваючи самотність, Артур Флек шукає моральну підтримку. Проте, гуляючи покинутими вулицями Ґотему та пересуваючись у розмальованому графіті громадському транспорті ворожого міста, Артур носить дві маски. Першу він використовує для повсякденної роботи клоуном. Іншої ж просто не може позбутись. Це подоба особистості, яку він проектує в марній спробі відчути себе частиною навколишнього світу, а не самотньою людиною, яку весь час шматує життя. У Артура немає батька – лише слабка матір. Вона є для нього одночасно й найкращою подругою. Мати дала йому прізвисько Щасливчик. Це прізвисько викликає в Артура посмішку, яка приховує сильний душевний біль. Проте коли на вулицях знущаються підлітки, в метро насміхаються над костюмом клоуна, а колеги злісно дражнять, Артуру не залишається іншого вибору, крім як ще більше відмежувати себе від суспільства.

Заставить сопереживать негативному персонажу  сложно. Тодду Филлипсу это удалось.

Ещё до выхода фильма было известно, что автор вместо очередного фантастического экшена по комиксам с CGI и Green Screen, снимет максимально приближенный к реальности триллер, в котором углубится в причины становления убийцы-психопата. И это на фоне порядком надоевшей супергероики стало глотком свежего воздуха.

Happy face

Действительно, Артур Флэк – обычный человек. Правда, с детства страдает психическим расстройством: неистово смеётся, когда нервничает. Из-за болезни ему тяжело заводить контакты с людьми, особенно с девушками. Ко всему герой вынужден ухаживать за лежачей матерью в ветхой ободранной готэмской квартире. 

«Моя мама всегда говорила мне, – безустально повторяет Артур в стиле Форреста Гампа, – улыбайся и делай счастливое лицо. Мое предназначение приносить радость и счастье в этот мир».
Артур Флэк
заботливый сын

Такие слова в контексте всех неприятностей не могут не вызывать жалость.  

Еще больше начинаем эмпатировать с момента, когда подростки решают поиздеваться над Артуром, который в образе клоуна что-то рекламирует в центре Готэма. Несмотря на то, что действие происходит на оживленной улице, всем абсолютно по барабану – никто не заступается за жертву пранка. Во-вторых, его отчитывают, а вскоре и вовсе увольняют с работы за потерянную из-за тех же самых подростков рекламную табличку. Когда неприятности одолевают бедного Артура одна за другой, как-то сложно делать «happy face». Скорее хочется прокричать I’m as mad as hell!

Масло в огонь подливает политик и по совместительству отец будущего Бэтмена – Томас Уэйн. Он имел неосторожность назвать народ клоунами, а люди подхватили идею «Мы все клоуны», ещё до того как в Украине это стало мейнстримом. И когда арка жестокого города как антагониста дойдет до кипения, родится и Джокер.

Фильм как бы говорит «не он такой, жизнь такая» или «собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Грязный-грязный мегаполис, будто туда свезли весь львовский мусор, атмосфера депрессии, неприязнь богатых и нуждающихся, повсюду сплошная несправедливость. Этим лента напоминает уже признанную классику – «Таксист» (1976). Явной отсылкой к картине Скорсезе считаю эпизод, в котором Артур репетирует возмездие с револьвером в руке. В конце концов, в новом «Джокере» играет сам Роберт Де Ниро. Тут его роль зеркальна персонажу из другого фильма Скорсезе «Король комедии» (1982), где главный герой во что бы то ни стало хотел стать комиком.

Еще к одному известному фильму «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика отсылает разговор разъяренного мужчины и испуганной женщины через дверь ванной комнаты. Таким образом режиссер передаёт привет Джеку Николсону, который тоже играл Джокера в картине Тима Бертона «Бэтмен» (1989). Очевидно, Тодд рос на этих фильмах. Возможно, один из них вдохновил его заняться кино.

Симфония Хаоса

Филлипс начинал с документалок, но затем переключился на комедии. В частности он известен по франшизе «Мальчишник в Вегасе». Работа над «Джокером» определенно поворотная в карьере. Все-таки кинематографист замахнулся переосмыслить легендарного персонажа. Обособленность от какой-либо киновселенной дала необходимую для созидания свободу действий. Иногда сценарий менялся прямо на съёмочной площадке. Это говорит о том, что Тодд, следуя творческой интуиции, умышленно шел на определенный риск и не прогадал. Соединив оригинальный сюжет, лучших актеров, красивую картинку и подходящую музыку, режиссер создал умопомрачительную симфонию хаоса.

У Филлипса Джокер не похож на кого-либо из своих предшественников. Скорее, это сборная солянка из разных Джокеров. Внешне из-за длинных волос он походит на персонажа Хита Леджера. Костюм напомнил о Джокере Сизара Ромеро из сериала «Бэтмен» (1966-1968). Грим отсылает к маньяку Гейси Джонсу, использовавшего образ клоуна «Пого». Этот псевдоним даже мелькнул в фильме на одной из вывесок, что неслучайно. 

Сюжет оригинальный, но при этом перекликается с комиксами. В частности, как и в «Убийственной шутке» (1988), главный герой – несостоявшийся комик. Главная отличительная черта, что у Филлипса Джокер самый человечный. В итоге автор дернул за нужные струны, заставив зрителя войти в положение улыбчивого убийцы. У некоторых западных критиков даже бомбило от мысли, что зрители могут сопереживать злодею. Мол, не те ценности кино формирует, оправдывая жестокость. Режиссер посоветовал оплоту нравственности посмотреть хотя бы «Джона Уика».

Сольники о злодеях из комиксов – не новшество. Не так давно вышел «Веном» (2018) – спин-офф «Человека-паука» от Sony. Получился неплохой, но достаточно банальный супергеройский аттракцион. Были и другие мрачные фильмы по комиксам,  как например «Город грехов» или «Хранители». Разница в том, что Филлипс сконцентрировался на одном персонаже и сделал акцент на психологическую драму. Возможно, режиссер спровоцирует тренд, который станет панацеей для DC.

Сам себе мастер

Поскольку 90% экранного времени посвящено одному герою, успех картины – большая заслуга Хоакина Феникса. Еще за несколько лет до запуска работы над «Джокером», актер выразил желание сыграть одного из злодеев, но в малобюджетном фильме, чтобы лучше раскрыть персонажа. Спустя время проект Тодда Филлипса стал попаданием в яблочко. 

Образ Артура Флэка в исполнении Феникса напомнил мне Фредди из фильма «Мастер» (2012), который тоже страдал от психических расстройств. В этой киноленте им искусно манипулировал персонаж Филипа Сеймура Хоффмана – только с «хозяином» герой Хоакина чувствовал себя нужным. Джокеру не нужен никто. Тут он сам себе мастер. 

Относительно недавно в фильме под названием «Тебя никогда здесь не было» (2018) Феникс сыграл наёмного убийцу, который, как и Артур, ухаживал за больной матерью. Для фильма Линн Рэмси актер специально набрал 10 кг, а для роли Джокера сбросил 24 кг. Это перевоплощение позволило блеснуть ребрами не хуже изможденного героя Кристиана Бэйла в «Машинисте» (2004).

Хоть на стенку вешай

Оператором «Джокера» выступил Лоуренс Шер, работавший с Филлипсом над «Мальчишниками». Мне особенно понравился план через окно автобуса: герой находится с краю кадра и смотрит в окно, но линия перспективы вместе с вектором движения автобуса устремлены в противоположном направлении. Этим оператор усилил дискомфорт и визуально передал, что общество будто выдавливает Артура.

Цветовая семиотика также помогает зрителю проникнуться состоянием протагониста. В моменты слабости и унижения часто преобладают холодные оттенки, но ближе к финалу становится больше теплых. Вообще удачных кадров было много. Почти каждый хочется вынуть из фильма, поставить в рамку и повесить на стенку – настолько они хороши.

От Чернобыля до Готэма

Музыку написала исландская виолончелистка и композитор Хильдур Гуднадоттир. Она известна по работе над сериалом «Чернобыль», за работу над которым стала лауреаткой Эмми. В «Джокере» её музыка погрузила в атмосферу отчаяния, подчеркнула путь к безумию главного героя и усилила катарсис в финале.

Отдельно отмечу удачно подобранный саундтрек, пополнивший мою копилку любимых композиций из кино.

Тем временем, фильм Тодда Филлипса уже давно начал пополнять свою копилку наградами. Беспрецедентно, что кино по комиксам удостоилось главного приза на Венецианском фестивале. Уверен, что «Джокер» сверкнет улыбкой и на «Оскаре», как минимум в номинации «Главная мужская роль». Не исключено, что на сцену театра Долби получит шанс подняться и сам автор. Тем более, что в прошлом году мы уже лицезрели картину, когда Питер Фаррелли, не так давно снимавший глуповатые комедии, выиграл заветную статуэтку за все еще комедийную, но при этом вполне драму «Зеленая книга». У Филлипса жанровый контраст еще больше.

Лично для меня «Джокер» – лучший американский фильм 2019 года. И вряд ли будет что-то круче. За свою неординарность он уже вошел в историю. «Джокер» задал очень высокую планку для будущих подобных начинаний. Если ты не любишь супергеройские экшены по комиксам, то этот фильм для тебя. Если любишь, тем более надо смотреть. Даже если ты ходишь в кино раз в год, то это именно тот раз.