Дистанция (2014) | Рецензия с ММКФ

Существует два типа мифов. Условно говоря, ночные и дневные. Ночные мифы — это сказки-страшилки, предупреждающие и оберегающие человека: «туда не ходи, сюда не ходи, снег башка попадет совсем плохой будешь». Их задача — очерчивание опасной зоны, территории человеческих страхов. Дневные мифы, напротив, побеждают ночные страхи и расширяют зону возможностей. Победить страх, как известно, можно двумя путями — либо показать что ты сильнее, либо показать, что уровень опасности не так уж высок. В первом случае имеем героические эпосы, исполненные мужества и подвигов («Миф о Прометее», «Подвиги Геракла»), во втором — смешные, как правило, истории о похождении плутов (приключения скандинавского бога Локи, «Сказ о том, как мужик Смерть перехитрил»). Мифомышление — неотъемлемая часть культуры человечества, способ рефлексии и осознавания своего места в мире. Практически вся культура опирается на мифы, строит мифы, разрушает мифы — это и изобразительное искусство, и литература, и, конечно, кинематограф.

Индустриализация ХХ века породила множество мифов — в первую очередь, конечно, героических. Грандиозные технологические проекты закончившиеся полетом на Луну, казалось, расширили ареал обитания человека до бесконечности. Ещё немного, и к звездам! В то же самое время, обретенная мощь, заставила человечество убояться само себя. Испытание ядерной бомбы, применение бактериологическое оружие, холокост и гигантские промышленные катастрофы — всё это нашло своё место в современных ночных мифах. Один из таких мифов — Миф о Зоне, блистательно сформулированный Стругацкими и экранизированный Тарковским.

Современная Зона — это в первую очередь заброшенные индустриальные или военные объекты, артефакты ещё слишком новые для рационального осмысления. Непонятные, таинственные, манящие своей величественностью и, в то же время, пугающие, «абандоны» долгое время являлись артефактами Ночи. Вплоть до выхода гениальной сюрреалистической киноленты «Дистанция». Эдакого художественного осмысления эпохи деиндустриализации.

«Дистанция» — вторая, после «Края света/Finisterrae» (главный приз Роттердама-2011), полнометражная работа Серхио Кабальеро, известного испанского художника, режиссера, музыканта, специализирующегося прежде всего в сфере современного искусства, а также директора знаменитого фестиваля новой музыки и мультимедийного искусства «Sonar», проходящего в Барселоне.

Новый фильм Кабальеро обратил на себя внимание ряда международных фестивалей, в том числе и ММКФ, где он показывался в программе «Русский след», хотя в данном случае тут далеко не след, а целая «русская борозда». Испанский фильм на 90% говорит по-русски, действие также происходит в России (что, кстати, неплохо иллюстрирует место нашей страны в современной европейской мифологии).

«Дистанция» — визуально безупречный сюр, нанизывающий на тонкую ниточку сюжета, суть которого совершенно не важна, целые пласты коллективного бессознательного.

Тут вам и карлики-экстрасенсы, и маньяки, и заумные японские стихи-хайку, и аудио-порно, и страшные математические выкладки — непонятные и потому напоминающие скорее орнамент.

И суровый сибирский мужик, живущий на не менее суровой заброшенной ТЭС, и недоступный обычному разуму австрийский перфоманс, и, поверьте, много чего ещё вкусного.

Всё это под соусом нетривиального чувства юмора и отменного шумо-музыкального сопровождения.

Аллюзий масса. С тем же «Сталкером». Но если у Тарковского герои боятся Зону, не понимают её, то у Кабальеро тройка гномов-коммандос (привет, Толкин!) при помощи подручных инструментов и распятой тушки кролика технологично разделывает «пещеру дракона».

«Убить чудовище, спасти сокровище» за каких-то семь дней, начиная с понедельника. Однако, не стоит ждать от воскресенья Божественного Откровенья. Хотя…

…не исключаю, что именно на вас оно и снизойдет.

Другое кино