Спрут | Рецензия. Телесериал, 1 сезон

Спрут | La Piovra 

1 сезон (6 серий)

Показ: 11 марта 1984 года – 19 марта 1984 года

Жанр: детектив, драма

Режиссер: Дамиано Дамиани

В главных ролях: Микеле Плачидо, Николь Жаме, Каридди Нардулли, Барбара Де Росси, Флоринда Болкан, Франсуа Перье

Сюжет: На окраине неназванного сицилийского города обнаружен труп местного начальника криминальной полиции Маринео. Ему на замену из Милана приглашают комиссара Коррадо Каттани. Посетив Сицилию, комиссар советуется с наставником, а затем перевозит семью на остров и начинает расследование.

В конце 2015 года стало известно, что актер Микеле Плачидо – большой фанат Путина и не видит ничего страшного в политике РФ в отношении Украины. За это итальянец справедливо попал в «черный список» нашего Минкульта. Для молодых украинцев событие малозаметное. Лишь те, кто по-настоящему любил «Спрут», понимают и разделяют это разочарование в человеке. Впрочем, в моем случае оно не передалось на весь сериал.     

Есть претензии к качеству картинки и монтажу, но к постановке, съемке и динамике придраться куда сложнее. У «Спрута» многослойный сюжет, неоднозначные персонажи и мрачная атмосфера.

Сериал имел феноменальный успех в Италии. Первую серию посмотрели 8 миллионов итальянцев, шестую – уже 15 миллионов.

Примерно первую треть сезона Каттани проводит расследование в духе классического детектива. Не без помощи случая комиссар находит связь между гибелью начальника полиции и «самоубийством» местной графини Печчи-Шалойя. От дочери убитой – Титти – Каттани узнает, что речь идет о двойном убийстве.  

Существует устоявшийся образ комиссара Каттани – бесстрашного борца с преступностью. Это определение упрощенное и слишком общее. Коррадо Каттани – определенно протагонист, но слишком сложный, а местами неоднозначный. Это как раз и делает его фигуру столь привлекательной.

В семье комиссар склонен к деспотии. Он не простил жене Эльзе измену, что не помешало супругам прожить вместе пятнадцать лет. Отношения между мужем и женой тяжелые, от чего страдает их дочь Паула. Внешне – это счастливая семья, за закрытыми дверями – это три одиноких человека. Каттани любит дочь и пытается быть хорошим отцом, но получается у него не очень. 

Полиция

«Мафия существует там, где граждане не верят в государство и где государство слабое», комиссар Каттани

Коррадо умнее и принципиальней коллег. При этом назвать комиссара однозначно хорошим полицейским нельзя. Каттани скрывает от следствия улики, пользуется служебным положением, чтобы обеспечить охрану женщине, в которую влюблен. Провоцирует преступников совершить на него покушение, во время которого убивает одного из них. Став объектом шантажа мафии, совершает должностные преступления и способствует выходу на свободу убийцы. С точки зрения законности методы Каттани сомнительны. Другое дело, что они направлены на борьбу с мафией, а многие – эффективны. 

При этом комиссар не вызывает отторжения. У него есть сильные стороны и слабости; он реалистичен. Он тяжело переживает смерть  подчиненного и ученика Лео Де Марийи. Совершенно теряет голову после похищения и изнасилования дочери. Каттани – сложный протагонист, вызывающий различные чувства. В конечном итоге, ему сочувствуешь.

Противоречиво изображены и другие полицейские. Например, оказывается, что начальник криминальной полиции Маринео имел роман с графиней Печчи-Шалойя и состоял на довольствии у мафии. Вот только в свое время он с риском для жизни спас подчиненного – Альтеро. Последний, хоть и является честным полицейским, узнав о смерти начальника, вывозит его тело из дворца графини. Он руководствуется личными мотивами – защищает честь Маринео. На время ему это удается – начальник криминальной полиции найден мертвым в своей машине на окраине города, подозрения в убийстве падают на мафию. 

Коррадо в ходе расследования не доверяет Альтеро. Однако узнав правду, не раскрывает ее. Ситуация складывается так, что Каттани получил возможность оказывать давление на мафию. И он не собирается упустить такой случай. 

Мафия

«Делать из правды культ – опасно», адвокат Терразини

В первом сезоне мафия показана на примере одного сицилийского города. Здесь банкиры, руководители строительных компаний, адвокаты и владельцы автосалонов повязаны, несмотря на разные социальные статусы. Объединяют их торговля наркотиками и заработанные на ней деньги.

Этот полусвет контрастирует с бандитами на улицах, которые «решают вопросы»: убивают, похищают, насилуют. Впечатляет реалистичность, с которой в «Спруте» демонстрируется мир насилия. Здесь нет никакой криминальной романтики.

При этом показано, что криминалитет – это просто пешки в руках местных мафиози, а те, в свою очередь, – такие же пешки в руках политиков и других влиятельных людей из континентальной Италии.

Отрицательные персонажи изображены без симпатии, хотя и их нельзя назвать откровенно однозначными. Адвокат Терразини не просто мерзавец, он определенно умный человек. Санте Чиринна – убийца и наркодилер, который все же испытывает привязанность к матери и нечто вроде любви – в весьма извращенном виде – к Титти Печчи-Шалойя. Ольга Камастра в первом сезоне, скорее, и вовсе – промежуточное звено. Она участвует в незаконных махинациях, но не приемлет насилия и приходит в ужас от того, что делают с дочерью Каттани. 

Показательно и отношение простых людей к борьбе с мафией. Как только полиция перекрывает часть финансовых потоков и стройки останавливаются, правоохранители сталкиваются с проблемами. Рабочие обвиняют комиссара, он в ответ кричит, что они провокаторы, – очень жизненная сцена. В другой ситуации у Каттани отказывается принять чаевые официант, у которого отец потерял работу из-за закрытия стройки. На исполненную морали речь главного героя этот молодой человек отвечает: «Наркотики дают нам жизнь».

Таким образом, создатели сериала не сваливают все беды на мафию. Они демонстрируют комплекс проблем, характерных для итальянского общества в конкретный исторический период в конкретном регионе. Полицейские ставят личные обстоятельства превыше должностных. Гражданскому населению нет дела до борьбы с криминалом, если результат приносит ему неудобства. Мафия плевать хотела на человеческие жизни, когда что-то мешает ей зарабатывать деньги. Идеализированно показана разве что церковь.

Выводы

Не идеальный, но очень крепкий сезон. Пятая серия немного провисает и излишне уходит в мелодраматизм, хотя во многом это и отвечает ситуации. Некоторые сцены, когда итальянцы ударяются в экспрессию, смотрятся анекдотично. В целом – достойная актерская игра, нельзя сказать, что один Микеле Плачидо тащит все на себе. И все же ему удалось показать одного и того же человека самоуверенным и ранимым, опасным и сломленным. Сильная работа.

Все основные женские характеры интересны. Мне понравилась Барбара Де Росси, сыгравшая Титти Печчи-Шалойя. Ее героиня – казалось бы безнадежная наркоманка. Любовь к Каттани меняет ее. До последнего хочется верить, что Титти преодолеет зависимость.  

Флоринде Болкан удался образ нечистой на руку Ольги Камастра. «Спрут» демонстрирует патриархальное общество. Графиня Камастра в нем – та женщина, что разговаривает с мужчинами на равных или даже свысока. Ольга замешана в незаконных делах, однако она руководствуется не только холодным расчетом. Камастра способна на сострадание и на симпатию. 

В меньшей степени мне понравилась Николь Жаме, сыгравшая Эльзу Каттани. Тут дело в самом персонаже – жена комиссара страдает сама, мучает мужа и это утомляет даже зрителя. 

В детстве меня страшно раздражала дочь комиссара – актриса Каридди Нардулли. При недавнем просмотре такого негатива не испытывал. 

Музыку написал Риц Ортолани и она – среди главных украшений первого сезона. Со 2 сезона придет Энио Морриконе и создаст нечто гениальное даже в рамках его карьеры, но Ортолани не выглядит бедным родственником. 

Минус сериала – он слишком безысходный. В сочетании с упором на реалистичность это может здорово испортить настроение зрителю. Для себя же решил, что второй сезон однозначно буду смотреть. 

«Спрут» не утратил свою актуальность. Мир, показанный итальянскими кинематографистами, по-прежнему реален. И речь идет не только о разгуле преступности, продажности политиков и журналистов. Многие поступки героев не позволяют оценивать их как однозначно плохих или однозначно хороших. Что делает персонажей похожими на настоящих людей. 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.