Солдаты в окопах Сталинграда

Солдаты в окопах Сталинграда

С долгожданным выходом на экраны фильма «Сталинград», невольно вспоминаются и другие, посвященные этой теме кино-работы. Для кого-то это фильм «Враг у ворот» (2001, реж. Жан-Жак Анно) с Джудом Лоу в роли советского снайпера Василия Зайцева, для других — недавняя экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (одноименный телесериал Сергея Урсуляка, 2012). Мой выбор во многом очевиден, однако в чем-то и парадоксален. Фильм «Солдаты», под, согласитесь, мало приметным названием которого скрывается основа другого известного литературного произведения — повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Виктор Некрасов
Виктор Некрасов

Виктору Платоновичу Некрасову (1911-1987) было суждено провести первые годы жизни, как и ее остаток — в Париже, большая же часть биографии писателя связана с Киевом. Именно в этом городе в 1936 г. Некрасов окончил архитектурный факультет Киевского строительного института, занимался в театральной студии, и из этого города он уходил на войну в составе инженерных войск. С Киевом связан для Некрасова и самый счастливый день его жизни — день, когда он вернулся в освобожденный город и увидел маму. Этому безмерно радостному дню предшествовал жизненный опыт, полученный в ходе Сталинградской битвы, как известно, в корне изменившей ход войны, но и повлиявшей на судьбы многих ее участников с обеих сторон фронта. Там, в окопах Сталинграда, появился на свет новый русский писатель Виктор Некрасов. С этим местом, с этими тяжелыми месяцами, связана книга, ставшая подлинным открытием для русской литературы ХХ в.

Демобилизовавшись с фронта после ранения в звании капитана, 34-летний Некрасов взялся за написание повести «Сталинград». Литературный дебют был встречен одобрительно редакцией одного из ведущих «толстых» журналов «Знамя», в №№ 8-10 которого за 1946 г. и был опубликован некрасовский текст, мгновенно вызвавший бурю негодования критики, с одной стороны, и неописуемый читательский восторг, с другой. В судьбе книги, которая вскоре после журнальной публикации получила новое название «В окопах Сталинграда» веское слово оставил И.В. Сталин, присудив роману в 1947 г. Сталинскую премию 2-й степени.

Новая книга о войне опережала свое время откровенностью и какой-то, подкупавшей многих, искренностью. Главным в ней был показ быта простых солдат, их проблем, неброского героизма. Путь к правде о войне, избранный Некрасовым, пугал свой натуралистичностью, естественно подводящей к антивоенным выводам (недаром, «В окопах Сталинграда» сравнивали с книгами Э.М. Ремарка). Неудивительно, что повесть стала эпохальной, положив начало своеобразной традиции русской литературы — «лейтенантской прозе» (Г. Бакланов, Б. Васильев, К. Воробьев, В. Курочкин и др.), также нашедшей отражение в кинематографе. Вспомним, посвященный событиям Сталинградской битвы роман Юрия Бондарева «Горячий снег» и его же сценарий к одноименному фильму (1972, реж. Гавриил Егиазаров).

В 1956 г. на киностудии Ленфильм, режиссером Александром Ивановым и оператором Вячеславом Фастовичем по повести «В окопах Сталинграда» был снят фильм «Солдаты», сценаристом которого выступил сам Виктор Некрасов. Его появление в кино не было случайностью. Во-первых, повесть давно ожидала своего экранного воплощения, а период хрущевской оттепели, наступивший в середине 50-х гг., оказался самым удачным для этого временем. Во-вторых, наверное, неслучайно своими самыми близкими друзьями Некрасов считал киносценаристов Александра Гинзбурга (более известный под псевдонимом, с которым он выступал в качестве барда — Галич) и Семена Лунгина.

Гинсбург-Галич был автором сценариев к таким известным фильмам, как «Верные друзья» (1954), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Вас вызывает Таймыр» (1970) и др. Семен Лунгин, в частности, создал сценарии фильмов Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» (1964) и «Агония» (1974). Супруга Лунгина, Лилианна, также вошла в историю, прежде всего, как автор русского перевода сказок Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинныйчулок». Ну а сын московских друзей Некрасова — Павел Лунгин, режиссер культовых картин «Свадьба» (1999), «Олигарх» (2002), «Остров» (2006), «Царь» (2009) и др., в представлении не нуждается.

Работая над сценарием «Солдат», Виктор Некрасов фактически заново переписал свою повесть, не только заменив отдельных персонажей новыми, исключив некоторые, порой ключевые эпизоды, но и придал материалу иное, более кинематографическое звучание. Так, например, в сценарии появилась, отсутствовавшая в повести любовная линия между Керженцевым и сталинградской девушкой Люсей. Отсутствуют в фильме и тема штрафбата, политотделов и т. д., а самое главное, с целью борьбы с «последствиями культа личности Сталина», к минимуму сведены упоминания названия города, к тому моменту еще не переименованного в Волгоград. С этим связано и «нейтральное» название фильма. Совсем опущены в сценарии и характерные для повести многочисленные упоминания позорной сдачи Харькова, эпизода, с которого собственно и начинается произведение. Для многих героев повести это — важнейшее потрясение войны. О битве под Харьковом в сталинградских окопах, так или иначе, говорят постоянно.

С выходом фильма на экраны «Солдатов» ждал успех и скромные, но все-таки награды (3-я премия за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в Москве в 1958 г.). В главной роли лейтенанта Юрия Керженцева дебютировал в кино Всеволод Сафонов. Одну из своих первых кино-ролей, Фарбера, исполнил Иннокентий Смоктуновский.

За сценарием «Солдат» последовала аналогичная работа Некрасова над фильмом «Город зажигает огни» (1958), вновь по собственному произведению — повести «В родном городе», в которой поднимается непростая тема возвращения вчерашних солдат к мирной жизни. Но жизнь самого писателя уже текла совсем иным чередом. Идеологический пресс, который с годами становился все сильнее, с трудом сочетался с вольнодумством и открытой связью с диссидентским движением Некрасова, пока в 1973 г. его не исключили из КПСС (членом партии он стал в 1944) и не вынудили покинуть родину.

В 1974 г. Некрасов эмигрировал в Швейцарию, а вскоре поселился в Париже, где работал на радио «Свобода». Решение об отъезде, принятое им самим, не могло не быть для него тягостным, слишком дорог Некрасову был Киев. Именно он одним из первых стал утверждать мифологию «Киева Михаила Булгакова», стараясь идентифицировать места связанные с героями «Белой гвардии» (очерк «Дом Турбиных», журнал «Новый мир», 1967, № 8). Мало кто помнит сегодня, что именно Некрасову принадлежит изобретение занятного топонима «Замок Ричарда (Львиное Сердце)» на Андреевском спуске.

После отъезда Некрасова за границу фильм «Солдаты» был надолго «положен на полку», его возвращение на экраны произошло уже в другую эпоху, 9 мая 1991 г.

В 2011 г. практически незамеченным осталось 100-летие со дня рождения Некрасова. Пускай же новый фильм под «старым» названием «Сталинград» станет, косвенным, но все же поводом вспомнить о Викторе Платоновиче.