Тенет | Рецензия

Тенет | Рецензия

Озброєний єдиним словом – Тенет – головний герой бореться за виживання усього світу. Він подорожує оповитим сутінками світом міжнародного шпигунства з єдиною місією, яка розгорнеться за межами реального часу. Це не подорож крізь час. Це інверсія.

Дата старту:  26.08.2020 Формат:  2D / IMAX 2D / 4DX Вікові обмеження:  16+ Країна:  CША, Велика Британія Студії:  Warner Bros. Pictures, Syncopy Inc. Тривалість:  150 хвилин Жанр:  Бойовик, трилер, екшн Режисер:  Крістофер Нолан (“Інтерстеллар”, “Початок”, “Дюнкерк”, “Престиж”, трилогія “Темний лицар”) Актори:  Джон Девід Вашинґтон (“Чорний куклукскланівець”), Роберт Паттінсон (“Сутінки”), Елізабет Дебікі (“Агенти U.N.C.L.E.”), Кеннет Брана (“Гаррі Поттер і Таємна Кімната”), Майкл Кейн (“Інтерстеллар”), Аарон Тейлор-Джонсон (“Месники: Ера Альтрона”) та інші. Композитор:  Людвіг Йоранссон (“Чорна пантера”, “Веном”, дилогія “Крід: Спадок Роккі Бальбоа”)

2020 год – самый странный и непредсказуемый в новом тысячелетии. Пожары, пандемия, карантин, остановка работы во всех публичных сферах. Ожидать художественных чудес в кинотеатре не приходится, но вдруг на горизонте появляется выживший – Нолан с “Тенетом”, который обещает не только скуку развеять, но и задрать планку в качестве фильмов. Ещё в трейлерах было видно, что новая картина позаимствует сильные стороны предшественников – нелинейность времени “Дюнкерка”, тёмную атмосферу трилогии “Тёмный рыцарь”, многослойность “Начала” и заигрывание с наукой “Интерстеллара”. Разгон на приз зрительских симпатий получился добротный, но 2020 берёт своё. Нолану всё интереснее снимать кино для себя, оставляя зрителя за бортом, а мы в безвыходном положении, как жюри Оскара 2016 со статуэткой для Ди Каприо. 

Сюжет фильма возмутительно прост. Протагониста нанимают спасать жизнь на планете от русского антагониста. Но кого интересует сюжет? Наверное, с такой мыслью Нолан фаршировал кино всем, что только придумал, снять и втиснуть в бюджет. За 140 минут много всякого разного, начиная от знакомства с обратной энтропией и проникновения в супер защищенное жилье оружейного барона, и заканчивая боевой операцией в двух параллельно развивающихся временных отрезках. Событий море, но с каждым новым эпизодом усиливается ощущение, что сюжетные блоки не дополняют друг друга, расчищая поле, как в тетрисе, а наоборот. Действий много, количество персонажей растёт, музыка нагнетает атмосферу, а понятнее не становится до финального диалога главного героя с напарником. 140 минут зритель толкает сизифов камень, чтобы справиться с задачей и возненавидеть себя за это.

Ключевая проблема в том, что Нолан – это чересчур опытный режиссер, снимающий многомиллионные фильмы. Опыт затуманивает рассудок, миллионы раскрепощают, а формат кино не выдерживает такой загрузки. Мало того, что хронометраж утрамбован экшеном, так ещё и нужно успевать рассказывать о персонажах и пояснить специфику окружающего мира. Мне видится это в формате сериала, может дилогии или трилогии, но не одной изматывающей лентой. Нолан проверяет зрителя на прочность, заимствуя самодовольство Джойса, требовавшего от читателя всей жизни на разгадывание тайн и идей произведения. Проблема №2 в том, что сегодняшний герой до жути претенциозен, но не более.

К счастью, фильм не становится весомее из-за того, что у него многозначительное название “Тенет” и бессмысленно усложненный формат повествования. Чем-то называться ещё ничего не означает, а рассказ в обратном порядке даёт гарантии на хвалу критиков и слёзы радости зрителей. “Тенет” не развлекает временными прыжками, как “Назад в будущее” и не пишет грандиозную историю, как сериал “Тьма”. Обратная энтропия вызывает вау эффект в трейлере, дальше уже начинает напрягать. 

И вообще зачем же режиссеру пришла в голову идея с манипуляцией временем?

Первая причина – это зрелищность. Пуля возвращается в пистолет, здания восстают из руин, машины гоняют назад так же бодро, как и  вперёд. На этом всё? Конечно нет! Причина номер два –  концовка. Классно же, что фильм состоит из нескольких временных сюжетных линий и до титров зритель даже представить не может о логике повествования? Финальный твист объясняет каждую спорную фразу, выстреливая из всех чеховских ружей, но слишком поздно. Мы с вами 140 минут будем сидеть в дураках, до тех пор пока Нолану не надоедает этот цирк и он не раскрывает причину нашей головной боли. А самые смелые, кому я бескрайне завидую, уходят не дождавшись титров. 

Пора бы и похвалить Нолана, хоть за хамское отношение к зрителю он этого не заслуживает. Дуэт протагониста и антагониста безбожно брошен на волю зрительской фантазии. У каждого настолько слабая мотивация к действию, что в условиях реальной жизни эти персонажи обсуждали бы политику или спорт, а не воевали у черта на рогах в нескольких временных отрезках. Целесообразность действий досталась Нилу, персонажу Роберта Патиссона, который и по сюжету, и по актёрскому мастерству контрастировал с остальными. В пару к нему добавляем классную композиторскую работу Людвига Йоранссона и на этом заканчиваем абзац о преимуществах.

В “Тенете” нет личностного конфликта, за которой можно было бы следить. Нет истории о победе или поражении, где спасение жизни хоть что-то значит. Нет места зрительской искренности и эмпатии. Голливудский размах не скрашивает пустое содержание. Нолан чересчур увлекся инструментами для рассказа, позабыв о вразумительном высказывании. Ценой тому оказалось нежелание пробираться через дебри сложного повествования двухкопеечной мелодрамы. Простите, маэстро, но на этот раз ваша работа – это ваша проблема, ровно как и наши ожидания.