Терминатор: Фатум | Рецензия

Оригінальна назва: TERMINATOR: DARK FATE 
В українському прокаті: ТЕРМІНАТОР: ФАТУМ 
Студія: 20th Century Fox
Жанр: фантастика, бойовик, пригоди 
Хронометраж: 129 хв.
Прем’єра: 31 жовтня 2019 року
Формат: 2D, IMAX 2D, 4DX, DBOX; OV
Продюсер: Джеймс Кемерон 
Режисер: Тім Міллер
У ролях: Лінда Гемілтон (“Сара Коннор”), Арнольд Шварценеґґер (“Т-800”), Наталі Рейз, Маккензі Девіс, Дієго Бонета
Анотація: Минуло більше двох десятиліть з тих пір, як Сара Коннор перешкодила Судному дню, змінила майбутнє та переписала долю людства. Дені Рамос (Наталі Рейз) живе простим життям у Мехіко з братом (Дієго Бонета) та батьком, коли надзвичайно покращений і смертельно небезпечний новий Термінатор «Rev-9» (Габріель Луна) повертається крізь час, щоб вбити її . Подальше життя Дені залежить від об’єднання її сил з двома воїнами: Ґрейс (Маккензі Девіс), посиленою супер-солдатом з майбутнього, і загартованою битвами Сарою Коннор (Лінда Гемілтон). Оскільки «Rev-9» безжально знищує все і кожного на своєму шляху, щоб уполювати Дені, ці троє звертаються за допомогою до «Т-800» (Арнольд Шварценеґґер) з минулого Сари, який стає їх останньою надією.


ДУБЛЯЖ
Сара Коннор – Ольга Радчук
T-800 / Карл – Борис Георгієвський
Дені – Катерина Качан
Ґрейс – Людмила Петриченко
РЕВ-9 – Дмитро Гаврилов
Дієґо, Флакко   Андрій Соболєв
Феліпе – Михайло Войчук
Майор Дін – Роман Чорний
ПЕРЕКЛАДАЧ  Федір Сидорук                                   
РЕЖИСЕР ДУБЛЯЖУ Людмила Петриченко
СТУДІЯ ДУБЛЯЖУ Постмодерн

Когда кто-то берется за сиквел фильмов вроде «Звездных войны», «Крепкий орешек» или «Бегущий по лезвию» – это всегда посягательство на наследие не одного поколения. Удовлетворить как новых, так и старых фанатов, не надругавшись над классикой, задача сложная.

Одной из таких франшиз для меня является «Терминатор». Первый фильм вышел в 1984-ом году при относительно низком бюджете в $6,4 млн., тем не менее стал новаторским с точки зрения спецэффектов. С помощью аниматроники и рирпроекции режиссер Джеймс Кэмерон снял сегодня несколько смешную, но тогда довольно пугающую картину о безжалостном убийце из будущего. Вторая часть «Терминатор 2: Судный день», кроме инновационной компьютерной графики, поразила неожиданной глубиной и трогательными взаимоотношениями между мальчиком и роботом. Дилогия коснулась актуальных тем для своего времени: возможная ядерная война, развитие робототехники, внедрение интернета и искусственный интеллект.

Почему Джеймс Кэмерон не снимал продолжение "Терминатора" после "Судного дня"

Еще в начале 80-ых, будучи новичком в кино, Кэмерон продал сценарий «Терминатора» продюсеру и будущей жене Гэйл Энн Херд за символическую плату $1, а та нашла спонсоров и обеспечила Джеймсу пост режиссера. Когда студия Orion Pictures, снявшая «Терминатор» (1984) обанкротилась, права продали Carolco Pictures. С этой кинокомпанией режиссер собрал на продолжение рекордный по тем временам бюджет в $100 млн., который в итоге отбился пятикратно. Тем не менее, в 1995-ом обанкротились и Carolco. В тоже время охладел к идее снять 3-ю часть и сам Кэмерон, ведь кипела работа над «Титаником». Бренд «Терминатора» пошел по рукам, а франшиза устремилась ко дну.

В соответствии с американским законом, автор может получит обратно права на творение через 35 лет после релиза. Ранее этим в основном пользовались музыканты, но случай с Терминатором может стать своего рода прецедентом в кинобизнесе. Так, формальный автор Гэйл Энн Херд подала заявку на возвращение прав. Источник Hollywood Reporter сообщил, что если это произойдет, Кэмерон и уже его бывшая жена Херд будут владеть «Терминатором» 50 на 50. Понимая обстоятельства, действующий владелец Дэвид Эллисон, глава компании Skydance Productions заключил с Джеймсом сделку «о контроле прав в обозримом будущем». Очевидно, влияние на творческую составляющую было основным условием Кэмерона.

В итоге недавно создатель вернулся во франшизу, но пока лишь как продюсер и сценарист. В начале 2019-го Кэмерон раскрыл название сиквела «Terminator: Dark Fate» («Терминатор: Темные судьбы», в Украине локализован как «Терминатор: Фатум»). При этом режиссерское же кресло занял Тим Миллер, известный по работе над «Дедпулом» (2016), а также создавший заставку фильма «Девушка с татуировкой дракона» (2011) и вступительную сцену в марвеловской супергероике «Тор 2: Царство тьмы». 

Создатели решили снимать прямое продолжение «Судного дня», чем умножили на ноль сюжетную ветку «Восстание машин» (2003), «Да придет спаситель» (2009) и «Генезис» (2015). На площадке Джеймс даже не присутствовал, так как занят продолжениями «Аватара» в Новой Зеландии. Он признался, что новый Терминатор буквально родился в «огне творческих споров» с Тимом. Также Кэмерон утверждает, что был серьезно вовлечен в монтажный процесс. 

Те же «салочки», только по-мексикански

В качестве пролога на первых минутах «Терминатора: Фатум» авторы совершают жестокий поворот общей сюжетной линии, чем фактически отменяют все стремления героев в первых двух частях франшизы. Я окаменел с открытым ртом и выпученными глазами секунд на 15! 

Затем в привычном стиле из 2042 года в 2020-ый прибывает новый робот-убийца REV-9 (Гэбриел Луна). Теперь антагонист это 2 в 1: эндоскелет почти как у Т-800 и жидкометаллическая оболочка, вроде Т-1000, которая в нужный момент способна отделиться и работать автономно. Его цель – убить молодую мексиканку по имени Даниэлла или сокращенно Дани (Наталия Рейес). Одновременно в другом месте появляется сверхсильная девушка Грэйс (Маккензи Дэвис) – тоже из будущего. В начале я подумал, что блондинка, похожая на героиню Киры Найтли из фильма «Домино» (2005) тоже робот, но позже оказывается, что киборг. Как и предыдущие части, новый Терминатор идет по структуре «салочки». 

Фильм сшит по лекалам кемероновской дилогии: создатели буквально скопировали cцену спасения, погоню на грузовике и просачивание жидкого метала через лобовуху. Появление невозмутимой 55-летной Сары Коннор смотрится круто, правда, его показали в трейлере, поэтому без вау-эффекта. Бросок гранаты в стиле «Cool girls don’t look at explosions» зашкалил уровень пафоса, но неуместная фраза «I’ll be back» все погасила. 

Есть и новшества: в будущем Скайнет уже не у дел, зато появится некий Легион. Ну то есть, эдакий Первый Орден, пришедший на место Галактической Империи. Сюжетно такое изменение еще менее существенно, чем в случае «Генезиса». Очевидно, создатели приберегли предысторию для сиквела, а пока «шило на мыло». Как оказывается, роль Дани в этой канители – не новая мать полководца в войне против машин, а самолично будущий лидер восстания, хотя о её лидерских качествах в «Фатуме» намеков особо не видно. 

На самом деле, фильм на 80% состоит из экшн-сцен, чем с одной стороны здорово удерживает внимание. С другой стороны, такое впечатление, что создатели умышленно сократили эпизоды, подходящие для дополнительной смысловой нагрузки, например, диалогов, монологов или размышлений, чтобы не напортачить.

Передышек всего несколько. В одной из них защитницы Дани неуклюже меряются яйцами. Во второй встречают Т-800 (Арнольд Шварценеггер), который в поисках новой цели в жизни решил назвать себя Карл, завести семью, заняться самопознанием и открыть бизнес по пошиву штор. «Терминатор, шьющий шторы» – один из немногих комичных моментов, что в целом хорошо, учитывая юмор в 3-ей и 5-ой частях. Я все равно не совсем понял, как машина для убийства обрела способности самопознания, самообучения и даже подобие совести, если во второй части для этого потребовались манипуляции с микропроцессором, которые мог сделать только человек. И каким таким образом сигналы из будущего ловил Карл, что имел возможность заранее посылать Саре SMSки о прибытии новых смертоносных роботов. Думаю, если бы Скайнет мог связываться с посланными в прошлое Терминаторами, это только приблизило Судный день и последующую войну. 

Третий момент легкой передышки заполнили переговорами REV-9 с защитниками Дани. Зачем машине, запрограммированной на убийство о чем-то беседовать с противником? По оценке вероятности так будет меньше ущерба и энергозатрат? Но каким же должен быть ограниченным искусственный интеллект этого робота, если он и правда рассматривает такой сценарий возможным. Как минимум, выглядит это странно. 

Финальная схватка тоже списана со старших братьев франшизы, в том числе «сводных». Мне понравилась хореография боя Грэйс и REV-9, когда девушка орудовала цепью. Не хватило ярких моментов с разделением антагониста надвое. После просмотра в голове стоит ряд вопросов. Например, в первой части постулируется, якобы переместить во времени можно все, что обернуто в живую плоть. Так почему нельзя вживить такое оружие или бомбу, которые не влияли бы на жизнеобеспечение? У T-X вон целый арсенал был за пазухой. Хотя правила путешествий во времени нарушили еще в «Терминаторе 2», когда в прошлое попал полностью жидкометаллический Т-1000. Едем дальше. Почему не начался Судный день, учитывая пролог? Куда делся Скайнет и откуда взялся Легион?

Борозды не испортят

В кинотеатре я сидел на 1-ом ряду, поэтому с головой окунулся в происходящее на экране и особо не задумывался над такими вопросами. Действительно, экшн захватывает, а отсылки к Терминаторам Кэмерона включают режим ностальгии. Тем более, что «Судный день» я давно не пересматривал. Но 3 и 5 части тоже пытались выехать на подобной структуре и отсылках, так что нового привнес Тим Миллер и команда, кроме актуальных тем эмансипации и солидарности с мексиканцами?
 
Новые герои не сделали ровным счетом ничего, чтобы за них переживать. Я уже не говорю о той тонкой химии, проблеска отцовской любви между 10-летним Джоном Коннором и Терминатором, как в «Судном дне». На Линду Хэмилтон и Арнольда Шварценеггера мне приятно смотреть, даже если они просто со серьезным фэйсом будут стоять рядом. Но если быть честным, то ни Сара, ни Т-800 a.k.a Карл сильно на сюжет не повлияли. Не заметил я тут и какой-то особой философии в духе «судьбы нет, кроме той, что мы сами себе выбираем». Шестой «Терминатор» скорее продолжает идею «сколько бы ты Судный день не останавливал, мы все равно снимем еще один фильм об этом». Причем «Фатум» задуман таким себе мостиком между классической дилогией и её новыми сиквелами.

Терминатор 7?

Сам Кэмерон еще до релиза нового Терминатора утверждал, что планирует новую трилогию. Она будет на тему взаимоотношений людей и искусственного интеллекта. Я сомневаюсь, что режиссер упустит возможность пригласить Шварца и в 7-ой Терминатор. В ней, возможно, Арнольд таки сыграет роль человека, ставшего прототипом для робота. Касательно Линды – на 99% процентов уверен, что Кэмерон видит её в продолжении франшизы.

За первый уикэнд лента собрала в мире $123 млн. при бюджете в $185 млн. Вряд ли такой старт можно назвать успехом. Это может поставить интенции Кэмерона под вопрос.

Итак, «Терминатор: Фатум» это захватывающий боевик с множеством изощренных экшн-сцен и рядом отсылок на кэмероновскую дилогию, а также участием культовых персонажей. Этот фильм, конечно, не превзошел «Судный день», но точно лучше того, что было после. Думаю, он придется по вкусу рядовому почитателю жанра. Для фанатов серии сюжет скорее покажется обыденным. Пора бы снять эти сапоги и пересесть за другой мотоцикл.