Английская игра | Рецензия на сериал о начале профессионального футбола

Английская игра

The English Game

Англійська гра

2020 год

Создатель: Джулиан Фоулз

Сюжет: XIX век. Англия. Страна переживает сильный подъем. Однако, вместе с развитием приходит и серьёзное социальное разделение. Но многие противоречия отходят на второй план, когда речь заходит о футболе. Именно в этих условиях развиваются события сериала «Английская игра». 

В ролях:

Джеймс Гаркнесс

Шарлотта Хоуп

Дениел Ингс

Бен Батт

Крейг Паркинсон

Генри Ллойд-Хьюз

Кейт Филлипс

Кевин Гатри

Эдвард Холкрофт

Джон Аскью

Твит: аккуратно, пафосно, со страхом, но очень познавательно 

В футбол играют везде и всюду. Даже в стране, где игру называют “соккер”. Посмотреть о том, откуда растет современный футбол, его правила и огромные зарплаты. 

Сериал “Английская игра” старается закрыть эти вопросы. На суд зрителя представляют первого профессионального футболиста Фергюсона Сутера,  а также многолетнего президента Футбольной Ассоциации Артура Киннерда. Сюжет расскажет о  старте создания правил, о появлении клубов и противостоянии рабочего и аристократического классов.

Мини-сериал “Английская игра” вроде наделен составляющими для костюмного и исторического эпоса. Вот только создатель Джулиан Фоулз опять и снова занимается уплотнением событий.  Автор, придумавший “Аббатство Даунтон”, использует метод с усердием. События, занимавшие в жизни Англии 6 лет, упаковываются в два года. Здесь уже не важно, за какую команду играл Сутер и сколько раз тот выиграл кубок Англии. На первый фон выходит атмосфера.

Произведение осторожно уделяет внимание социальным событиям. Из сериала узнаешь о пропасти между рабочими и аристократами. Как игра из избранного развлечения лордов становится народным достоянием. Создатели обращаются и к актуальным темам: борьбе за права женщин, сложности воспитания внебрачных детей, появлению приютов различных форм.

Сериал продолжает традиции костюмного теле- и кинопроизводства в Англии. В кадре присутствует не только футбольная форма, но и другая одежда. Через костюмы изображают пропасть, разницу классов. К третьей серии уже начинаешь различать сукно и достоинства выделки. Кастингу тоже уделили немалое внимание. Сериал делает упор на звучащие акценты, произношение и слог говорящих. Одежда и уникальные английские акценты погружают в Англии XIX века. Сериал смотришь на одном дыхание.

Тем не менее, в “Английской игре”, есть множество минусов. Понимание их приходит после.

Основной минус – уплотнение событий и вольное обращение с фактами. Жизнь Фергусона Сутера не нуждается в дополнительных приукрашиваниях. В угоду художественности Сутера противопоставляют Киннерду. Это выглядит наигранно.

Другой минус масштаб – событий в кадре. В мире, где компьютер рисует целые миры, странно наблюдать трибуну на 120 человек, которая символизирует толпу на 2000-3000 зрителей. Аналогично и с людьми в центре, которые ожидают результатов очередного матча. Если в начале 2000-х или 2010-х это смотрелось нормально, то сегодня выглядит недоработкой.

В “Аббатстве Даунтон” минимализм срабатывал, так как особняк сужал взгляд. “Английская игра” связана со стадионами, полями и болельщиками. Сложно заметить разницу между расчищенным полем и новым стадионом. Остается верить словам создателей.

В сериале отсутствуют негативные персонажи. Вроде соответствует трендовому сериалостроению, но создатели выбирают только светлые стороны, а на темную только намекают. В итоге побеждает привычка Джулиана Фоулза всем героям предоставить слащавый голливудский хэппиенд. В сериале, опирающимся на фиксированные события, такой подход выглядит анахронизмом.

С одной стороны, “Английская игра” приглашает в мир, где сегодня крутятся миллиарды, а зарплаты в неделю больше годового заработка зрителя. С другой стороны раздражает такой взгляд на эпохальные события. Советую после просмотра мини-сериала  пойти почитать о событиях хотя бы Википедию.