Золотая клетка (2013) | Рецензия

Твит рецензия: Дорожное кино о миграции, мечте и попытки ее реализации. Со странной моралью и интересным подходом.

Синопсис: 15-летние Хуан, Сара и Самуэль покидают Гватемалу, чтобы добраться до США. В Мексике они встречают Чаука — индейца из племени цоциль, который путешествует без документов и не говорит по-испански… Подростки надеются найти лучшую долю по ту сторону мексиканской границы, но очень скоро им придется столкнуться с жестокой реальностью.

Нам предлагают очередную дорожную историю, уже столь привычную историю мигрантов в поисках счастливой жизни. Все это подается в экзотическом ключе: в главных ролях — дети, отправная точка — Гватемала (хотя я ждал Мексику от мексиканского режиссера), присутствуют коренные жители континента и даже языковая проблема в латинской Америке.

Это уникальность не сработала на мне. Хотя я бы с удовольствием посмотрел документальный фильм с этими составляющими. Художественное повествование кажется затянутым, иногда скучным и каким-то пережеванным. Все проблемы, неурядицы не раз нам показали в сериалах, книгах и массовом кино.

Это все с одной стороны.

С другой стороны, «Золотая клетка» это метафора. Очень сильная. Метафора о стремлении к счастью, к правде, к мечте. При этом картина мира, не смотря на свою реалистичность, кажется постапокалиптической и ничего хорошего не обещающей. Так и чувствуется, что автор вдохновлялся романом «Сто лет одиночества». Странный герои, поведение и неизбежность катастрофы перекочевали из книги.

В итоге, мы получаем немного скучноватое социальное высказывание о стремлении к раю, которого достичь можно, но не все так просто, когда ты в этом рае окажешься. Вспомните название фильма — «Золотая клетка».

Метафоры и повествование становятся лучше из-за актерского состава. Приз «Особого взгляда» в Каннах достался картине не зря. В главных ролях — настолько типичные подростки, ищущие приключений и настолько разные в воспитании и восприятии мира. Глубину характеров, что приятно и удивительно, изображают не через внешние проявления, а через настроение и взгляды. Диего Кемада-Диес сознательно избегает словесных форм, где это возможно, подчеркивая этим переполненность современного кино разговорами и объяснениями.

Очень противоречивый фильм. Со своими плюсами и минусами. Все же манера повествования и повторение известного материала делают картину слишком увесистой.

На фестивале Молодость фильм как бы переговаривается с другим роад-муви «Перед снегопадом». Ингридиенты фильмов почти одинаковы: подростки, миграция, переодевания и стремление к счастью. Для меня курдская история — более интересная, трагичная и интригующая.