Железнодорожное министерство (2015) | Рецензия #86

Твит рецензия: Железные дороги везде одинаковы. Китайские ж/д очень близки нашим, но одновременно и очень далеки.


Сюжет: Фильм «Железнодорожное министерство», впитал в себя три года наблюдений за китайскими железными дорогами, дает нам заглянуть в недра безграничной страны в непрерывном движении. Там пульсируют плоть и металл, лязг и скрип, свет и тьма, речь и жесты. Звуки железнодорожных поездок сливаются в симфонию, полную радости и тревоги от социальных и технологических преобразований.


Конечно, все ездили в поездах. У каждого есть своя история. Каждый опробовал наши сверхкомфортные плацкарты, мегауютные купе. Некоторые, посмелее, пробовали перемещаться используя общие вагоны, а те, у кого смелый кошелек даже побывали в вагонах с аббревиатурой «СВ». 

Совсем другой опыт у людей, которые пересекают всю нашу страну. Это уже не 8-10, а более суток. Целый день на колесах — это всего лишь Украина. Страна большая, но поезда не так уж и много времени в пути проводят. 

Мой личный опыт поездки в поезде ограничен какими-то 5,5 сутками, я ехал по маршруту «Москва — Чита». За это время поезд становится общежитием. Походы в гости, через 5-10 вагонов становится нормой. Обмен книгами, историями, общий стол — коммуна, рожденная обстоятельствами. 

«Железнодорожное министерство» — это фильм о больших, очень больших маршрутах в Народной Республике Китай, о разных людях, взглядах, одежде и поездах. Наблюдения автора интересны, порой неимоверно интересны. Особенно примечательным становится разнообразие вагонов. Китайские ж/д намного разнообразнее наших украинских. Множество вариантов сидячих вагонов, купэ, СВ и даже что-то, напоминающее наши плацкарты. Особенности перемещений, покупки билетов и контроля за пассажирами — также весьма непривычны. 

Исследование интересное, но какое-то слишком поверхностное. Автор так и не проникся ощущениями длительных поездок или поездок, которые изменяют судьбу. Режиссер просто снимал все, что попадало в камеру. В итоге, за исключением вагонов и разреза глаз, истории слишком обычные и простые. У меня вот появилось желание взять камеру и поснимать в наших электричках. 

Возможно, я слишком придирчив. 

Кроме наблюдений за жизнью в «Железнодорожном министерстве» присутствует звуковой дизайн. Погружение в атмосферу постукивание колес, качки вагона… Еще чуть-чуть, и будет слышен запах шпал. 

Китай и Украина не так уж сильно и отличаются. Сколько, все же, у нас общего…