Русский дятел | Рецензия

Твит рецензия: Необычный человек и конспирологическая теория вместе рождают историю, обращают внимание на прошлое и настоящее

Сюжет: В то время как страна охвачена революцией и войной, украинская жертва аварии на Чернобыльской АЭС раскрывает тёмную тайну. И теперь он должен решить, следует ли рисковать своей жизнью и играть роль в революции, разоблачая её.

Фильм уже получил достойное признание. Все же, приз Sundance получают очень достойные фильмы. Sundance задет тенденции не только в независимом кино, но и влияет на кинопроцесс не меньше Канн, Венеции или Берлина. Критика у фильма просто замечательная. Некоторые критики приписывают излишнюю метафоричность фильму, даже режиссер удивляется. Есть еще мнение, что это кино может стать знаковым, как и «Гражданин Кейн». Плюс тема Чернобыля, политической катастрофы в виде Майдана, да и протагонист наш — украинец. Набор элементов для обязательного просмотра. 

На уровне трейлера фильм с названием «Русский дятел» напугал и заинтересовал. Если знать значение словосочетания «Русский дятел», в голове сразу возникают мысли о двузначности и различные метафоры. Не вязались вместе тема и протагонист в кадре. Опасения частично оправдались, но лишь на малую часть. 

Федор Александрович — движущая сила проекта и обязателен в кадре, он очень необычный человек. Герой фильма ходит по лезвию бритвы, когда любой шаг в сторону может показать его как безумца. Немного передавить, и фильм мог стать очередным очерком о городском сумасшедшем. Деликатное обращение к герою, документирование размышлений Александровича позволяют познакомится с ним, узнать о других гранях непростого человека. Построение речи, знание культурных слоев, понимание логических цепей раскрывают Федора как умного и образованного человека. Все не просто в герое и истории фильма. Сама история об объекте Дуга хоть и кажется основой, но становится специальным своеобразным способом экскурса в историю Украины.
У меня возникает небольшой ступор. Всегда не просто понять в документальном кино степень воздействия автора на главного героя. Все честно, но Федора спровоцировали на необычное поведение. Он бы просто остановился не изучении материала и театральном перфомансе. Такой метод приемлем и приветствуется в американском подходе. Я же принять решение о законности метода не могу. 


Влияние режиссера и героя друг на друга и близость к театральному искусству сказались на подаче материала. Театральные методы заметны и неожиданны в неигровом кино. Федор всегда в образе и заставляет использовать театральные приемы. Постановочные моменты красивы, но иногда излишни в документалистике. Возможно, они нужны для динамики и глубины повествования. 

Еще неожиданным бонусом для фильма стал Майдан. Это событие раскрыло персонажа с еще одной стороны, уменьшило градус безумия и сделано более понятным. Из простого фильма о конспирологической теории и безумце, картина стала еще одним срезом о важных событиях. 

Больше и больше убеждаюсь в широте возможностей документалистики. Кино — уже не просто реферат на 44 минуты. Документальные фильмы могут быть развлекательными, смешными и провокационными. 

«Русский дятел» — добротно сделанное кино с театральными элементами и провокационной темой. Фильм можно поругать за игру с фактами, за сумасшедшего главного героя и простую провокацию. Можно хвалить за героя, качество и информативность. 

Антон Фролов 
З.Ы.: Стоит отметить очень хороший постпродакшен. Огромное количество материала на разные камеры, но все смотрится как единое целое.