Украинская новая волна 2020 | Взгляд и надежда

Украинский кинорынок еще строится. Полнометражные фильмы есть. Широкий зрительский интерес работы вызывают редко. 

Совсем другое происходит на территории короткого метра. Авторы в малой форме в естественно ищут язык, способы рассказывать и влиять на зрителя. 

Тут возникает другая проблема. В Украине отсутствует способ распространения коротких произведений. Дальше фестивалей кино редко находит поклонников. Эту проблему систематически решает Довженко-центр. Собирает работы молодых интересных и стремится показать украинцам. Уже в седьмой раз. 

Сборник эклектичен, но очень про украинский. Столько проблем у нас в стране находит отклик в авторах. 

О фильмах: 

“Петрівка-реквієм”, 5’ 37’’, анім., реж. Катерина Возниця

Нагороди: Фестиваль «Відкрита ніч. Дубль 22» – Головний Приз в номінації анімаційного кіно, Краща робота звукорежисера. МКФ «КРОК-2019: у рідній гавані» – Спеціальний приз журі.

В анимационной форме Возница обращается к многолетним стереотипам, современным проблема и неожиданно к городским топонимам. 

Мультфильм выглядит иллюстрацией закона борьбы и единства противоположностей. С одной стороны — уникальный документ – рефлексия на современные раздражители: декомунизация, переименования, уборка в метро. С другой стороны уж больно столично-центричная история. В кадре мелькают артефакты, подробности не понятные иностранцам. Да, что там! Многое будет не ясно даже киевлянам. 

Неоднозначное решение. Для памяти это прекрасно, обратите внимание на посвящение, но сложно для восприятия. Фильм требует работы от неосвещенного зрителя. Хорошо будет, что после просмотра будет маленькое исследование, но это же редкость. 

Двуличие вызывает и два вывода. Первый – анимация о памяти, урбанистике и  современных событиях обязательно появляться, желательно не в единичном экземпляре. Второй – при работе над кажущимся простым материалом стоит несколькими кадрами, словами помогать зрителям, дать больше возможности погружения в тему. 

“Колір фасаду: синій” 22’, док., реж. Олексій Радинський

Нагороди: Київський міжнародний фестиваль короткометражних фільмів (KISFF) – приз глядацьких симпатій,  2019; КМКФ «Молодість» – Диплом журі, 2019; КіноКульт. Фестиваль культового кіно, 2019 – приз глядацьких симпатій.

Фильм Радинского идет сразу. Очень удачное и правильное место. Темы затрагивающиеся в документальном коротком метре близки к мультфильму “Петрівка-реквієм”. Градусы настроения разные. “Колір фасаду: синій” работает над огромной проблемой постсоветских стран: уничтожение наследия в любой форме ради сиюминутной коммерческой выгоде. 

Александру Радинскому удалось из снятых материалов сделать фильм с двумя линимями. При этом темы не перегружались. Меньше чем заполчаса зритель увидет портрет художника и архитектора, а также актуализировать известные проблемы в строительстве “столь необходимых” объектов. 

В некоторой степени это фильм выполняет работу активистов. Видимо только так удается как влиять на внимание ответственных людей. Жаль, что такие материалы должны появляться и появляться. 

N.B.: В моей парадигме фильм ярче мультфильма. Кино дает необходимую информацию для непосвящённого. 

“Плюс один” , 23’23’’, ігр., реж. Мирослава Клочко

Нагороди: Національного конкурсу 12-го міжнародного фестивалю короткометражних фільмів Wiz-Art 2019 – приз глядацьких симпатій.

Мирослава Клочко нежно обращается к теме родительства, ответственности и принятия будущего. Болезненная тема родительства вынесеная  в основу, но кажется во всем этом намного все больше и проще. Все же множество конфликтов, проблем не возникало, если б люди просто научились говорить и слушать. 

Этот фильм одни из самых ясных и понятных уроков толерантности и простоте человеческих отношений. 

“Нормальна”, 12’ 46’’, ігр., реж.  Діана Горбань та Іринка Громоцька

 Спеціальна відзнака журі на Черкаському фестивалі короткометражних фільмів “Кіношот«

Попытка ответить на риторический вопрос: Что такое нормальность? Ведь каждому человеку нужен тот кто его выслушает, поддержит и даже споет банальную известную песню… Ведь этого так не хватает. И не напугает развитие событий в неожиданную сторону.

“У нашій синагозі”,  19’ 27’’, ігр., реж. І. Орленко

Нагороди: Одеський МКФ – нагорода FIPRESCI у номінації “Найкращий короткометражний фільм”; BABEL IFF 2019 (Італія) – нагорода Mestrale у номінації “Найкращий короткометражний фільм”; BRUKIVKA IFF 2019 (Україна) – Гран-прі за найкращий український короткометражний фільм; Київський тиждень критики 2019 (Україна) – нагорода КІНОКОЛО; МКФ “Кіношот” 2019 (Україна) Спеціальна відзнака жюрі; також фільм пройшов селекцію міжнародних кінофестивалів у Фінляндії, Румунії, Єгипті, Іспанії, Канаді та ін.  

Франц Кафка! Завершение недописанной новеллы. Это делает тяжелым просмотр фильма. Орленко смог в картине рассказать о трагедии, верование и даже взросление в сложнейших обстоятельствах. 

Иногда появляется ощущение заигрывания или даже переигрывания с вниманием, настроением смотрящего. Выверенный  черно-белый кадр, детская оптика, мифическая загадка – стандартные инструменты современных авторов. Да, есть в этом некоторая правда. Но! Орленко нужны были инструменты для погружения зрителей. И ему это удалось. 

Все также как и с произведёнными Кафки. Сразу не поймешь отношение к произведению, со временем приходит некоторое понимание пускай и не полное. 

“Кохання”, 13’57’’, анім., реж. Микита Лиськов

 Нагороди: 48-й МКФ “Молодість” (Україна) – Гран-Прі у номінації “Найкращий український короткометражний фільм”,  КМКФ короткометражного кіно KISFF (Україна) відзнака журі;  МКФ “Кіношот” (Україна) – приз глядацьких симпатій. Львівський МКФ короткометражного кіно Wiz-Art (Україна) – Гран-прі;  Гран-прі КІНОКОЛО (Україна); Міжнародний фестиваль актуальної анімації та медіа-мистецтва LINOLEUM (Україна) – Грн-прі; Paris International Animation Film Festival (Франція) – гран-прі; Beijing Animation Week (Китай) – Грна прі; Poff shorts (Естонія) – диплом за найкращу анімаційну техніку; Міжнародний фестиваль анімаційних фільмів  KROK (Україна) – Гран-прі.

Ох! Писать о мультфильме сложно. Он просто крут. Недаром анимацию сравнивают с “Племенем” по наградам. Все точно не поместиться на постере. Дополнительные сложности дает стиль Лиськова. Аниматор работает не со структурой, а с впечатлениями, ощущениями и узнаваемыми образами. Непостижимым образом Микита/Никита превращает типичные украинские объекты в международные. Уверен мультфильм работает на любого зрителя, но на украинского особенно. Ведь Ленины-Шевченко и пакеты “АТБ” не только в Днепре. О! Уникальность еще подчеркивает, что центр истории не в столице или Львове. 

Не в обиду другим хорошим и ярким работам только наличие “Кохання” дает повод для неоднократного просмотра. 


Довженко – центр, несмотря на сложности,  продолжает делать важную и нужную работу. Такие сборники надо делать ежеквартальными, а не ежегодными. Да и просто посмотрите на творения украинских авторов. Главное выбраться только из столичных показов.