Вечное возвращение | Рецензия

 

Сюжет «Вечное возвращение»: Герои фильма — мужчина и женщина, не встречавшиеся много лет. Пришел мужчина к женщине. Пришел в шляпе, да так волновался, что забыл ее снять. Они однокурсники, не виделись сто лет, он и живет давно в другом городе, а сюда приехал в командировку. И сразу к ней, с вопросом: как поделить себя между женой и любовницей? Ни один совет не звучит убедительно: он любит обеих, но жить с обеими не в состоянии. Озлившись, визитер хлопает дверью. Но приходит вновь, ведь других знакомых в этом городе у него нет. И возвращается. И возвращается.

Писать о фильме достаточно сложно. В картине отсутствует сюжет, в нем нет главного героя. Зритель вообще не может начать сопереживать. По-моему, Кира Георгиевна проверяет зрителя. Проверка простая — узнать актеров, определить их профессионализм. Как всегда, Муратова сделала кино не для всех.

Смотришь на экран, а тебе в течение первого часа рассказывают одну историю. Актеры меняются, но от этого не становится лучше. Внутри нарастает раздражение и желание выйти из зала. Авторы очень тонко понимали грань и дают (неожиданно/ожидаемо?) вторую часть. Становится интересно! Может, все же фильм приведет к чему-то? Режиссер подыгрывает. Но все равно остается ощущение насмешки над зрителем.

Начинаешь смеяться и развлекаться. Хочешь стать эдаким богом заданных конструкций. Фильм, в общем, может стать игрой, где игрок должен собрать/смонтировать одну сцену. Нам предлагают разных актеров, разные актерские школы, разное прочтение. Набор сцен, эмоций, мужчин и женщин. Набор такой, что ты не можешь сказать: «Вот если бы Табаков (вставь любую фамилию) играл!..» Все есть. Остается только сожалеть, что поиграть не дают.

Кира Муратова определенно может экспериментировать. Каждый ее фильм испытание для зрителя. Иногда интеллектуальное, иногда эмоциональное и совсем редко визуальное. В этот раз уж слишком грубо, слишком прямо.

Не могу умолчать: последняя сцена (режиссер — не Кира Георгиевна) просто пошлая и ужасная. Экранизировать старый анекдот — это уж слишком. Наверное, Георгий Делиев оказал свое влияние. Ему такое бы простили и даже наверное похвалили бы, но не от классика же…

Неоднозначный фильм. Впрочем, у него есть статус на уровне слухов «последнее кино от Муратовой». Так что посмотреть необходимо.

Прочитал в Вики, что Антон Долин называет кино очень поэтичным, оригинальным и вдохновляющим. Возможно! Но, видимо, поэтичность — не моя стихия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.